Материал № 198
РАЗРАБОТКИ КЛАССНЫХ ЧАСОВ
Все разработки рассчитаны на 2 — 3 классных часа.
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ НА ТЕМУ: «СЛАВА РУКАМ ЗОЛОТЫМ!»
(Для учащихся 10 — 11 лет)
Задачи: раскрыть нравственные основы отношения человека к общественному достоянию, красоту и романтику нелегкого сельскохозяйственного труда, воспитывать чувство бережливости, непримиримости к расточительству, почтительное отношение к хлебу, познакомить с живописными произведениями художников, воспевающих духовную красоту сельского труженика.
Ход подготовки:
1. Подобрать материалы и подготовить выступления к страницам устного журнала: о крестьянской жизни в дореволюционной России, о 900-дневной блокаде Ленинграда, (см.: Александров А. М. Хлеб и броня. М., 1981, с. 62 — 63; Воскресенская 3. Дорогое имя. — В кн.: Круглый год. М., 1970, с. 215; Плотников В. П. Берегите хлеб! — В кн.: Берегите хлеб. М., 1975, с. 77 — 78).
2. Создать в классе «Пост бережливых. Провести рейд в школьную столовую и проследить, ценят ли ребята хлеб, который им подается к столу.
3. Пригласить гостей (механизаторов, людей, чьи профессии связаны с производством хлеба).
4. Написать плакаты:
«Именно в труде и только в труде велик человек».
М. Горький.
«Кто любит труд, того и люди чтут!»
Русская пословица.
План-конспект устного журнала:
Страница 1-я. У народа есть слова: «Хлеб — всей жизни голова».
Вступительное слово ведущего (тезисы):
Во все века хлеб был главным в судьбе человека. Русский крестьянин выращивал его в поте лица, лишениях, подневольной кабале. Нелегка была крестьянская доля в дореволюционной России. (Демонстрируются репродукции картин А. Г. Венецианова «На пашне» или «На жатве» и В. Е. Маковского «Свидание»).
В. А. Сухомлинский писал, что из сотни тысяч слов в нашем языке на первое место он бы поставил: хлеб, труд, народ. Это три корня, на которых держится государство.
Выступление 2-го ученика:
Хлеб — наша жизнь и богатство. Ни в одной стране не совершено столько героических подвигов во имя хлеба, сколько в нашей стране. (Далее идет рассказ о годах коллективизации в нашей стране, о подвиге Павлика Морозова и т. д. ).
Ведущий:
Началась Великая Отечественная война. (Тихо звучит фонограмма песни «Священная война»). 900 страшных дней блокады пережили ленинградцы. 125 граммов — дневной паек блокадного хлеба, испеченного из ржаной муки, жмыха, опилок... Формы смазывали соляркой.
Выступление 3-го ученика. Читает стихотворение Ольги Берггольц «Разговор с соседкой»:
О, ночное воющее небо,
дрожь земли, обвал невдалеке,
бедный ленинградский ломтик хлеба —
он почти не весит на руке...
Выступление 4-го ученика. Читает стихотворение поэта Григория Люшнина, написанное им в фашистском лагере смерти Бухенвальде:
Крошка хлеба на землю упала,
Меньше хлеба на крошку стало.
Где-то в поле неубранном нашем
Сколько зерен лежит у пашен!
Вот собрать бы их вместе — да в кучу.
Хлеб бы вышел белый, пахучий.
Мы б тюремные стены сломали...
Ведущий:
После окончания войны Родина позвала людей на освоение целинных земель. (Звучит песня «Едут новоселы»).
Страница 2-я. Слава тем, кто хлеб растил, — Не жалел трудов и сил!
(Девочки в русских костюмах вносят на вышитом полотенце караваи хлеба — древний и вечный символ русского гостеприимства, доброго расположения и подают его гостям).
Выступление гостей — людей самых различных профессий, связанных с производством хлеба.
Ведущий:
Красота труда сельского труженика нашла свое отражение в картинах советских художников, таких, например, как А. А. Пластов, Т. Н. Яблонская и др.
... В летний день кипит на току работа. Яркие, солнечные краски, светлый колорит картины подчеркивают радостное, бодрое настроение колхозниц, чувствуется, что труд доставляет им радость и удовлетворение. Т. Н. Яблонская так вспоминает о своей работе над картиной «Хлеб»: «В 1946 году я поехала с группой студентов на практику в один из лучших колхозов Украины... Когда началась уборка и я попала на огромный колхозный ток, то поняла, что именно здесь найду свой сюжет и смогу, может быть, выразить то, что меня переполняло».
Страница 3-я. Хлеб — золото высшей пробы, умей его беречь.
Ведущий задает вопросы учащимся: что такое бережливость? Кого и почему вы считаете бережливым? и др.
Выступление учащихся (о результатах рейда в школьную столовую).
Ведущий:
Если сейчас у нас много вкусного хлеба, разве вправе мы относиться к нему пренебрежительно? «Кто бросит хлеб, будет проклят людьми», — свидетельствует народное поверье. Хлеб — достояние народа, обилие хлеба — один из символов величия и могущества Родины, и уважительное отношение к нему должно стать непреложным законом, повседневной нормой.
И если примечу кусок в небреженье —
В грязи придорожной, в подножной пыли,
То самое первое сердца движение —
Поднять и спасти это чудо земли.
Е. Благинина
План дальнейшей работы:
1. Провести беседы, конференции, сборы на темы: «О трудолюбии и бережливости», «От зерна к хлебу» и др. (см.: Барыкин Ю. К. Хлеб, который мы едим. М., 1982; Юдасин Л. С. Творцы пшеничного колоса. М., 1982; Этические беседы с учащимися. V класс. Минск, 1984, с. 42 — 74).
2. Провести праздники труда, первой борозды, первого снопа и т. д.
Литература:
1. Алексеев М. Слово о хлебе. — Воспит. школьников, 1981, № 2, с. 60.
2. Журавлева А. П. Воспитывать бережливое отношение к хлебу. — Школа и производство, 1982, № 3, с. 18.
3. Линецкая Ц., Эрденко И. Слава рукам золотым! — Воспит. школьников, 1981, № 5, с. 66.
4. Миронова А. Я., Глаголевская Л. Н., Гакова Л. К. Воспитываем в детях трепетное, святое отношение к хлебу. — Нач. школа, 1981, № 12, с. 14 — 20.
5. Суворова Г. Ф. Внеклассная воспитательная работа в сельской начальной школе. М.: Просвещение, 1980, с. 63.
Классный час «Семья в моей жизни»
Беседа на тему: «От красоты познания к творчеству» (Для учащихся 15 — 16 лет)
Час театрального мастерства (Для учащихся 13 — 15 лет)
Устный журнал на тему: «Слава рукам золотым!» (Для учащихся 10 — 11 лет)
Практическое занятие на тему: «Поговорим о культуре речи» (Для учащихся 12 — 13 лет)
Практическое занятие на тему: «Учись видеть прекрасное в человеке» (Для учащихся 13 — 14 лет)
Беседа на тему «О красоте и мужестве» (Для учащихся 13 — 14 лет)
Беседа на тему «Музыка и мы» (Для учащихся 13 — 15 лет)
Беседа на тему: «Красота и труд вместе идут» (Для учащихся 15 — 17 лет)
Беседа на тему: «Чудо, имя которому — книга» (Для учащихся 11 — 12 лет)
Устный журнал на тему: «Наш друг — кино» (Для учащихся 14 — 15 лет)
«Огонек» на тему: «Искусство края моего» (Для учащихся 14 — 15 лет)
Классный час - Наркомания - что это?
Классный час "Деньги - плохой хозяин, или хороший слуга?”
Классный час на тему: «Здоровый образ жизни»
Классный час на тему Наркомания "Все в твоих руках"
Классный час "Слова СПИД и ВИЧ знакомы всем"
Классный час в 5 классе "Символика России"
Классный час "О культуре поведения в школе"
Классный час «Я и мои друзья»
Классный час "Поздравление девочек с 8 марта"
Классный час Игра "Интеллектуальный ринг"
Классный час «Здоровье –бесценное богатство"
Классный час "Ты имеешь право... "
Классный час "А ну-ка, мальчики!" 23 февраля 6 класс
Классный час «Моя родословная»
Классный час «Экология»
Классный час "Курение - За и против"
Классный час "Путешествие в прошлое своей семьи"
Классный час на тему: "Права ребенка"
Классный час "Ты и твоя будущая профессия"
Классный час "О том, как властвовать собой"
Классный час на тему: «Что такое настоящая дружба?»
Классный час на тему: Курить или жить? 6-7 класс
Классный час "Как не надо себя вести"
Классный час "Нравственные приоритеты семьи" 7 - 8 класс
Классный час "Всего одна рюмка"
Классный час "Алкоголизм"
Классный час "Братковский язык"
Классный час "Как научиться сдавать экзамены. Советы психолога"
Классный час "Все правила этикета"
Сценарий классного часа "Доброта в нас и вокруг нас."
Классный час на тему: "Хлеб - всей жизни голова"
Методическое обоснование классного часа
Программа классного собрания на тему «Что такое сотрудничество?»
Цели, задачи и правила проведения классного собрания
Структура классного часа
Классный час "Я – гражданин России"
Классный час "Основы законодательства в области трудового права"
Анкеты и памятки к классному часу "Агрессия и насилие в мире взрослых и детей"
Урок внеклассного чтения "Сказки Ганса Христиана Андерсена"
Классный час для старшеклассников "Вирус сквернословия"
Классный час "Новогодний классный час"
Классный час "Что такое настоящая дружба"
Классный час "Александр Невский"
Классный час "Этот «безвредный» напиток…"
Классный час "Вместе - дружная семья"
Классный час "Дружба дороже богатства"
Классный час "Что такое этикет?"
Классный час Тематический вечер "О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ, О МАНЕРАХ НАДО ЗНАТЬ"
Классный час "ЧЕЛОВЕК И ЕГО МАНЕРЫ"
Классный час на тему "Я в ответе за себя и других"