Цель: определить отношение каждого ученика к позиции "быть гражданином”; Затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям "Родина”, "Отечество”.
Оформление доски (плакаты):
-
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Н. А. Некрасов.
-
Гражданин - это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
-
Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится "винтиком”, обладающим своим "отверстием”. Или он - Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.
-
Государственная символика РФ:
-
Текст Гимна России.
-
Герб.
-
Флаг.
Ход классного часа
В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как "балаболкой” и не называли.
Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва.
В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся…
Незатейливая история, рассказанная писателем - выдающимся Гражданином. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.
Как вы думаете, почему в тексте слово "Гражданин” начинается с большой буквы?
Что означает слово "гражданин”? (Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка).
В чем разница между значением этого слова и понятием "гражданин по рождению”?
Каждый гражданин любой страны должен знать и с чувством уважения относиться к национальной символике.
Проводится анкетирование.
-
Государственные символы РФ.
-
Когда принят закон о гербе?
-
Что из себя представляет флаг РФ?
-
Что означает каждый цвет?
-
Назовите день флага РФ.
-
Назовите авторов музыки и слов гимна России.
Какие понятия включает в себя слово "гражданин”? (Ответы учащихся выписываются на доске).
Но что такое Родина?
Звучит песня "С чего начинается Родина?” (Муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).
Далее ученик читает стихотворение М. Пляцковского "Родина”.
"Родина” - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев.
Я думаю, что вы получили исчерпывающий ответ на заданный вопрос. Сейчас для нашей страны наступили не самые легкие времена. И немало людей в разговоре о России используют слова: "В этой стране …?!” Смысл таков: разве может быть "в этой стране” что-нибудь хорошее?! Тут и пренебрежение, и высокомерие. И чувство собственного величия и достоинства. Ведь произнося эти слова, человек намекает, что в другой-то стране он бы …. Мол, я такой выдающийся, а вот страна подкачала…
На протяжение тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в "этой стране”, и в смутные, и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней.
Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это - Гражданин.
Приведите примеры высокой гражданственности, которую в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.
Россия лучшим своим гражданам ставит памятники. В Москве на Красной площади памятник Минину и Пожарскому с надписью "Благодарная Россия - Гражданину Минину и князю Пожарскому”.
Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?
Школьник - это гражданин?
В каких практических делах выражается ваша позиция гражданина?
"Быть гражданином” - это не просто запись в паспорте, это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание.
- это не просто запись в паспорте, это и в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание.
Ученик читает стихотворение Е. Евтушенко "Гражданственность”.
Ты, гражданственность - флаг, а не флюгер.
Флюгер слишком усердно скрипит.
Тот, кто Родину подлинно любит,
Тот в любви никогда не криклив.
Стань, гражданственность, строже и чище -
Ведь прохожих нелепо хватать.
И, бия себя в грудь кулачищем,
Им орать: "Я люблю свою мать!”
Ты, гражданственность, - Пушкин, Некрасов -
Не бумаринствующие врали,
И замешана ты не на квасе,
И заквашена на крови.
Боль гражданства - не в собственной боли.
Тот, кто истинный гражданин,
Защищает собой все поле,
Даже если он в поле один.
Все мы порознь, как в чаще тропинка,
И дорога, когда мы одно.
Все мы порознь, как в поле травинка,
Ну а вместе - Бородино.
Показной героизм - криводушен.
Вы, не чувствуя собственных ран,
Защищайте Россию, как Пушкин,
Незаметный ее капитан.
Защищайте ее от двуличных
Подхалимов и клеветников
И от "умников” заграничных,
И отечественных дураков.
Защищайте леса и озера,
Прикрывая их грудью своей,
От губительного разора…
Не забудьте защиту людей!
Защищайте, как наши высоты,
Нашей совести рубежи,
Наших женщин - от хамства чьего-то
И детей - от безверья и лжи.
Крикуны исчезают бесследно,
Но, как совести внутренний глас,
На защиту России - бессмертно
Поднимает гражданственность нас.
Работа в группах
Задание. Гражданские качества человека проявляются в его поступках. В течение нескольких минут (указать) подготовьте небольшой рассказ о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок).
Гражданские качества человека проявляются в его поступках. В течение нескольких минут (указать) подготовьте небольшой рассказ о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок).
Главное - объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков. (Выслушиваются рассказы групп и задаются вопросы).
Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я предлагаю послушать стихотворение тольяттинского поэта Б. Скотневского (читает ученик):
У каждого заботой
Своей
Глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня - мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной - единой,
В любые времена
Не спрячешься за спины
Хоть широка страна.
Да, ребята, "она такою будет”, какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться - ваших.
Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.
Звучит песня "Любите Россию” (сл. В. Милявского, муз. С. Туликова).
...................................