Классный руководитель приглашает также к отдельному разговору ребят, небезразлично относящихся к жизни классного коллектива.
Перед собравшейся группой детей ставится следующая задача: в связи со сложившейся ситуацией, когда виновные не признаются в содеянном, обвинять их и наказывать нет оснований (да это и не самое главное), для дальнейшего развития межличностных отношений нужно попытаться найти достойную форму завершения конфликта. Подобрать своеобразное "последнее слово", которое должно: остаться за коллективом и определить мнение всего класса о случившемся; создать в классе настроение, обеспечивающее невозможность подобных инцидентов в будущем.
Форма работы – "мозговой штурм", обсуждение задач и адекватности возможных форм их решения.
Роль учителя при этом – слушать ребят, задавать уточняющие вопросы, быть в этой ситуации на равных с ними.
В связи с произошедшей конфликтной ситуацией ребята определили задачи:
- достойно, от имени класса извиниться перед Полиной и ее бабушкой;
- дать понять виновным, что их поступок осужден, а малодушие будет "вознаграждено";
- дать понять всем ребятам, что только вместе можно противостоять злу и победить его.
Далее обсуждался вопрос о форме, которая позволила бы решить все поставленные задачи.
Каждое из обсуждаемых предложений (классный час, газета, индивидуальная беседа, психологический тест и т. д.) оценивалось: совместно определялись его сильные и слабые стороны, прогнозировалась возможная реакция класса.
В процессе обсуждения классный руководитель подводит ребят к мысли о колоссальной ответственности за предстоящее мероприятие: оно должно "бить в точку", запомниться надолго всем, стать настоящим уроком жизни.
Вполне, возможно, что первая такая беседа не даст желаемого результата. Можно отложить принятие решения, предложить подумать, определиться, но с важным условием – не обсуждать этого в классе: для всех одноклассников задуманное должно стать сильным эмоциональным потрясением, а потому должно быть неожиданным.
На второй встрече с этими ребятами (через 2 дня) стояла та же цель, но пути решения ее виделись уже более конкретно и четко: в процессе обсуждения возникло слово "игра", осторожно подведенное классным руководителем к слову "спектакль". И начался новый виток бурного обсуждения.
Ученики решили написать пьесу и сыграть спектакль в присутствии всех ребят и их родителей. Пьеса должна:
- быть небольшой, динамичной, с сюжетом, "зеркально" отражающим конфликтную ситуацию, не называющую конкретных фактов нашей истории;
- предоставить право главному герою самому раскаяться в проступке.
Корректировку некоторых деталей этого ученического решения классный руководитель может и должен взять на себя и провести ее очень осторожно в процессе подготовки спектакля.
Пьеса была написана очень быстро.
Удивили и порадовали в ней: достаточно четкие очертания личности главного героя (в котором все узнавали подростка, струсившего признаться в своей вине); искренняя заинтересованность ребят; их азарт; стремление довести дело до конца; отзывчивость, которую продемонстрировали приглашенные играть в спектакле.
Больше всего порадовала какая-то житейская мудрость детей, декларировавших в спектакле мысль о том, что всегда человеку воздается по делам его.
Репетиции проводились постоянно, но в атмосфере полной секретности. Классному руководителю был показан уже сыгранный спектакль. Вносить в него какие-либо значительные изменения не было необходимости. Актеры сами все хорошо прочувствовали и сами находили более верные жесты, слова, эмоции.
Впереди была премьера.
Для нее был выбран особый день – последний праздник учебного года, мероприятие, на которое были приглашены родители всех ребят. Подготовленному спектаклю отводится важное, но не единственное место в празднике.
Начало праздника стало неожиданным для всех. Перед ребятами развернулся рассказ о мальчишке, незаслуженно обидевшем девочку, отобравшем у нее куклу, с которой она играла, разломавшем ее. Далее сюжет развивался так: девочку, с плачем рассказывающую об обиде, бабушка успокаивает словами: "Прости ему, он сам себя наказал!". А "герой" ссорится без видимой причины со своим одноклассником, вслед ему произносящим слова о том, что плохое всегда возвращается к совершившему его. Мальчишка – "герой" не верит этому, но очень быстро на него неожиданно начинают сыпаться со всех сторон неприятности. Он прибегает к маме со словами: "Это все кукла, кукла!" Последняя сцена представляла мальчишку, пришедшего к обиженной им девочке (очень испуганной этой новой встречей) со словами прощения и новой куклой в подарок.
Завершая спектакль, ребята выстроились все вместе, и исполнитель главной роли от имени всех участников обратился к Полине и ее бабушке со словами о том, что ребята просят у них прощения за своих одноклассников и за себя, обещают, что никогда больше не позволят повториться подобному в нашем классе. "Актеры" подарили Полине очень симпатичного львенка – доброго, забавного и в то же время задиристого. Последние слова ребят звучали в полной, звенящей тишине. Только те трое наших "героев" очень неестественно засмеялись…
Слезы были на глазах у Полины, ее бабушки, других родителей. Полинина бабушка похвалила ребят за мужество и добрые чувства, подаренные всем нам. Знаю, что львенок стал любимой игрушкой Полины, она с ним не расстается.
..................................
родительское собрание классный руководитель классный час на тему классный час на тему скачать классный час на тему