Материал № 1478
классный руководитель
Меня это не касается
Правильно урегулированный конфликт может дать новый виток развития взаимоотношений между личностями – это скорее желаемый результат, к которому порой непросто прийти.
Хочется, чтобы каждому в классном коллективе было комфортно и уютно. А это значит, необходимо научить воспитанников искусству ладить с людьми, ценить в них лучшее, уметь сотрудничать, а если понадобится – определять свою позицию по отношению к поступку другого человека и находить "бескровное" решение назревшей проблемы.
Конфликт произошел в конце прошлого учебного года в 7-м классе.
В коллективе дети из семей современной интеллигенции, в основном государственных служащих со средним экономическим положением. Воспитанием детей в семьях занимаются, но получилось так, что большая часть класса – ребята, тяжело переживающие распад своей семьи – отсутствие постоянного мужского внимания особенно сказывается на мальчиках. Кроме этого ребята чутко воспринимают современную жизнь и все ее проблемы приносят в школу: их разговоры касаются, увы, совсем недетских вопросов, в частности проблем благосостояния. В классе есть лидеры – девочки, с их мнением считаются все, есть ребята, стремящиеся к лидерству, но пытающиеся достичь этого силой – их грубости побаиваются. В целом же отношения до определенного момента не выходили за рамки "штатных ситуаций", и казалось, что начавшийся с середины 7-го класса бурный процесс взросления мы переживем благополучно.
О разыгравшемся конфликте я узнала через три дня, когда расстроенная, плачущая бабушка пострадавшей девочки (назовем ее Полина) пришла ко мне с сообщением, что забирает внучку из школы. Оказывается, Полина уже несколько дней ходила в школу с модной в молодежной среде и очень дорогой, полученной в подарок от родственников умершего отца, брошкой-значком. Я безделушку эту на Полине не заметила, а вот ребята проявили интерес: стильный, дорогой (о стоимости значка спрашивали, и, уменьшенная тактичной девочкой вдвое, она, похоже, произвела впечатление), он стал предметом разговоров. Как вспоминала Полина, разговоры эти были обычной их болтовней, не обнаруживавшей в себе жгучей зависти или злобы. Очень быстро они утихли. Полина продолжала носить брошку, на которую, казалось, уже никто не обращал внимания.
И тут произошла трагедия. После урока физической культуры Полина поднялась в раздевалку и, подойдя к своей одежде, увидела скомканную жилетку, в которую была запрятана исковерканная, разломанная брошка, а на джинсах, лежащих рядом, девочка увидела расплывшиеся мокрые пятна (как потом обнаружилось, это были плевки). Полина – человек сдержанный, слезы у нее появились только дома, и не по поводу уничтоженной вещи, а как реакция на душевную боль – она не понимала, за что ее так унизили. Весь следующий учебный день я видела слезы в глазах девочки. Она была совершенно рассеянна, схватила две двойки, на мои расспросы Полина ничего не рассказывала. Ей было и стыдно, и обидно, и она не знала толком, кого подозревать и винить: все в классе шло как обычно, все вели себя ровно и спокойно. Семью Полины подтолкнуло к решению забрать ее в другую школу именно молчание ребят и их родителей – проявленные жестокость и равнодушие.
Для того чтобы добиться положительного результата, была выстроена целая система мер по разрешению конфликта:
- сбор и анализ информации о конфликтной ситуации, консультации с психологом, социальным педагогом, омбудсменом;
- классный час на тему "Я в ответе за себя и других";
- родительское собрание по теме "Знаем ли мы наших детей?";
- индивидуальные собеседования с родителями провинившихся ребят для совместного моделирования разговора об ответственности за поступок;
- собеседование с активом класса о возможных формах определения позиции детского коллектива по отношению к конфликтной ситуации;
- презентация спектакля на общем собрании детей и родителей, публичное определение своей позиции, принесенные от имени класса извинения за случившееся, сформированное сознание того, что совместными усилиями можно предотвратить беду.
Я долго не могла прийти в себя: страшно, что такое вообще могло произойти, и что произошедшее воспринимается моими ребятами как обыденное. Искала выход: надо было успокоить Полину и ее семью; объяснить ребятам, что унижать другого человека ни при каких обстоятельствах нельзя; найти виновных, чтобы помочь им раскаяться; совершить что-то, чтобы подобная ситуация не повторилась в жизни моих ребят. Как все это сделать?
Про материальную компенсацию я не думала: не в этом видела главную проблему. Действительно, эта сторона конфликта была решена легче и быстрее всего не нами, а Полиниными родными: ей подарили такую же брошку и еще какие-то красивые вещи. Полинину бабушку мне удалось уговорить не спешить с переводом из школы. Я извинилась перед ней за случившееся и пообещала найти выход из сложившейся ситуации.
Полина помогла мне сама: девочка по природе добрая, она быстро "восстановилась", вела себя с одноклассниками как обычно, никому никак не напоминала о случившемся.
Я старалась ответить себе на вопросы: кто это сделал? за что? как поступить? Понимая, что свидетелей, скорее всего, нет, решала проблему, как побудить к раскаянию совершившего зло, как объяснить ребятам, что они все тоже виноваты – своим равнодушным молчанием.
Почему эта история произошла именно с Полиной, могло ли это случиться с кем-то из других девочек класса? Пожалуй, да, могло случиться и еще с некоторыми. Поэтому нельзя принять содеянное как прямое выражение отношения ребят к Полине. Хотя она и не всеобщая любимица, каких-то негативных эмоций у одноклассников девочка к себе не вызывала. Итак, это не ситуация "масса против индивидуальности", это элементарная зависть, проявленная кем-то из ровесников… Пугало, что на защиту Полины никто из одноклассников не встал…
Сбор и анализ информации о конфликтной ситуации
Получив первые сведения о конфликте, классному руководителю необходимо изучить их, используя все возможные источники, и, по возможности, пополнить достоверными фактами, чтобы владеть информацией в полной мере.
В моей ситуации информационными источниками были:
- потерпевшая Полина;
- ее бабушка – свидетель первой реакции девочки;
- учитель, на чьем уроке произошел конфликт.
Из этого списка исключены одноклассники Полины: они – соучастники конфликта. К тому же как был совершен поступок – никто не видел.
Вопросы для собеседования:
- Как узнали о ситуации?
- По возможности, более подробное описание ситуации.
- Какова реакция на случившееся – участника разговора и, если ему известно, одноклассников Полины?
- Каковы предположения: почему это случилось? кто и почему мог это совершить?
- Для учителя физкультуры еще и дополнительные вопросы:
- Кто отсутствовал на уроке, как долго, по какой причине?
- Каков режим работы раздевалок спортзала?
- Кто из ребят, по его мнению, был излишне возбужден, вел себя необычно?
Для классного руководителя в момент собеседования необходимо:
- руководствоваться психологическим правилом "отложенного наказания":
– не торопиться с выводами;
– не оказывать давления на расспрашиваемого в виде наводящих или заведомо оценочных вопросов;
– не открывать до поры детям своего отношения к событию;
– не обнаруживать, что идет расследование;
- постараться всеми возможными способами успокоить пострадавшего, дать надежду, что вместе конфликтная ситуация будет преодолена.
Следующий шаг этого этапа – анализ и предварительная оценка собранной информации.Он тоже должен проходить в спокойной, сдержанной обстановке.
Основные вопросы классного руководителя к самому себе:
- Насколько случайна или неслучайна произошедшая в классе ситуация?
- Почему она произошла именно с этим ребенком?
- Что именно стало абсолютно непредсказуемым (неожиданным) в поведении класса?
- Кто из ребят (одноклассников или чужих) мог совершить этот проступок? Что толкнуло его на это?
Когда будут определены ответы на эти вопросы, следует сделать новый шаг – попросить консультации профессионалов: психолога, социального педагога, омбудсмена.
Чтобы сформировать для себя абсолютно объективную позицию, необходимо каждому из специалистов подробно, но без эмоций, без своей личностной оценки описать конфликтную ситуацию и задать каждому конкретные вопросы:
- психологу: Как можно объяснить с позиции подростковой психологии совершенный проступок и инертную позицию детей по поводу случившегося? Каковы психологические способы выхода из данной ситуации?
- омбудсмену: Каковы права пострадавшего ребенка? Какими действиями его можно защитить? Какими могут стать правовые действия, способствующие ликвидации в дальнейшем позиции "меня это не касается"?
- социальному педагогу: Насколько разыгравшийся конфликт типичен или нетипичен для школьного коллектива? Есть ли опыт позитивного решения подобных ситуаций?
Представив социальному педагогу рекомендации психолога и омбудсмена, совместно с ним следует разработать действия по устранению конфликта и пропедевтике его возможного повторения.
Е.К. Иванова.
..................................
классный руководитель