Материал № 191
РАЗРАБОТКИ КЛАССНЫХ ЧАСОВ
Все разработки рассчитаны на 2 — 3 классных часа.
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ НА ТЕМУ: «НАШ ДРУГ — КИНО»
(Для учащихся 14 — 15 лет)
Задачи: знакомство с историей возникновения советского кино, со спецификой и жанрами киноискусства; развитие зрительской активности, художественного вкуса; формирование навыков киновосприятия и стремления к самовоспитанию.
Ход подготовки:
1. Провести собеседование с учащимися по вопросам:
— Какие из фильмов («Переступи порог», «Розыгрыш», «Доживем до понедельника», «Ключ без права передачи», «Пацаны»), ставящие острые нравственные проблемы, тебе особенно запомнились и почему?
— Кто твои любимые актеры и режиссеры?
— Обсуждаешь ли ты просмотренные фильмы с родными и сверстниками?
— О чем бы ты мог рассказать на страницах этого журнала (об истории создания фильма, о творческом пути актера, режиссера?)
2. Подобрать материал для проведения конкурса «Знатоки кино» (Крыжановский Б. Киноландия — страна чудес. М., 1974; Камшалов А. Открывая мир. М., 1979; журналы «Искусство кино», «Советский экран», «Актеры советского кино»).
3. Пригласить члена кружка кинолюбителей школы,
Дома учеников (или Дома культуры) рассказать о работе кружка; продемонстрировать свой фильм. Можно пригласить специалиста в области кино или работника дирекции киносети.
4. Оформить стенд-загадку. На фотографиях, представленных на стенде, запечатлены эпизоды из разных фильмов. Вопросы школьникам: эпизод из какой картины они видят на фотографии? Назовите фамилии актеров? Кто режиссер фильма? По какому литературному произведению поставлен фильм? (см.: Клепикова Л. Пятьсот загадок о кино. М., 1971; В дружбе с экраном. — Библиотекарь, 1980, № 3, с. 52).
5. Подобрать грампластинки с песнями из кинофильмов.
План-конспект журнала:
Вступительное слово ведущего (в тезисах):
Волшебный мир кино открывается нам с мультипликационных фильмов, и это — любовь на всю жизнь. А затем мы убеждаемся в неисчерпаемых возможностях киноискусства, которое показывает нам жизнь микроба и космическую катастрофу, делает нас свидетелями событий, происходивших на противоположной стороне земного шара и в нашем дворе, рассказывает о мире животных и увлекает в путешествия... А когда человек подрастает и начинает мучительно искать ответы на вопросы: в чем твое призвание, какое место в жизни человека занимают труд. Родина, любовь, то здесь снова на помощь приходит киноискусство.
По сведениям социологов, более 60 процентов опрошенных молодых людей сказали о том, что кино играет важную роль в их жизни, и не просто как вид досуга, а как советчик и помощник, источник знаний о мире и о человеке.
Страница 1-я. Сколько лет кино?
(Звучит марш И. О. Дунаевского из кинофильма «Веселые ребята»).
Выступления учащихся. Рассказы об истории советского киноискусства, о замечательных кинорежиссерах (С. М. Эйзенштейне, А. П. Довженко, В. И. Пудовкине, С. И. Юткевиче, Ю. Я. Райзмане, М. С. Донском, Г. Н. Чухрае, В. М. Шукшине и др. ), о выдающихся режиссерах детских и юношеских фильмов (А. А. Роу, А. Л. Птушко, Р. А. Быкове, Д. Асановой и др. ). (См.: Андроникова М. Сколько лет кино? М., 1968; Баскаков В. Экран и время. М., 1974; Братолюбов С. На заре советской кинематографии. Л., 1974).
Страница 2-я. Тайны создания кино.
1. Рассказ специалиста в области кино о том, что постановка каждой кинокартины — сложный и длительный процесс; о синтетическом характере кино, впитавшем в себя элементы многих искусств: литературы, музыки, театра, живописи, танца и др.; понятия о монтаже, крупном плане, обратной съемке, внутреннем монологе, комбинированной съемке, дубляже; сведения о новых формах кино (полиэкранном, динамическом), о поисках, на основе голографии, форм безэкранного кинематографа (см.: Медведев А., Чернышев А. Десятая муза. М.: Дет. лит., 1977, с. 12 — 38).
2. Выступление члена кружка кинолюбителей; демонстрация любительского видеофильма.
Страница 3-я. За что мы любим кино?
1. Рассказы учащихся о любимых фильмах.
2. Ответы на вопросы стенда-загадки.
3. Конкурс знатоков кино - а) показываются фотографии известных актеров. Ребята называют каждого из них и перечисляют фильмы с его участием; б) ведущий называет писателей и предлагает участникам конкурса вспомнить кинофильмы, телевизионные фильмы и фильмы-спектакли, созданные по их произведениям (например: Л. Н. Толстой — «Война и мир», «Анна Каренина», «Живой труп», «После бала»; Н. В. Гоголь — «Шинель», «Нос», «Ревизор» и др.; И. С. Тургенев — «Дворянское гнездо», «Ася», «Первая любовь»; А. Н. Толстой — «Петр I», «Хождение по мукам», «Гиперболоид инженера Гарина», «Гадюка»; Н. А. Островский — «Как закалялась сталь» и т. д. ); в) какой год считается годом рождения кино? (1895-й. Первый просмотр в России состоялся в 1896 г. ); г) когда появился первый звуковой фильм? (1927 г. ); д) каких вы знаете композиторов, создателей популярных мелодий к фильмам? Назовите эти фильмы и песни из них; ж) какие детские фильмы удостоены наград на кинофестивалях?
План дальнейшей работы:
1. Посетить всем классом кинофильм и обсудить его (какое общее впечатление оставил фильм? Какова его центральная проблема? Какие морально-этические проблемы затронуты в нем? Как раскрывались в фильме столкновения идей, мнений, различных жизненных позиций? Чью сторону вы поддерживали? И т. д. ).
2. Провести практическое занятие, предварительно дав школьникам задания: познакомиться со сценарием фильма в журнале «Искусство кино» (по выбору учителя или по желанию учащихся); подумать над тем, как они предполагают увидеть прочитанное на экране; посмотреть фильм и сравнить решение фильма с собственным «прогнозом».
3. Провести беседы на темы: «Творческие профессии кино», «На экране — твои сверстники», «Роль кино в жизни общества» и др.
Литература:
1. Александров Г. В. Эпоха и кино. Изд. 2-е, доп. М.: Политиздат, 1983. 336 с., ил.
2. 20 режиссерских биографий: Сб. /Сост. Р. Д. Черненко. М.: Искусство, 1978. 407 с.
3. Кабо Л. Кино в эстетическом и нравственном воспитании детей. М.: Просвещение, 1978. 173 с.
4. Савицкий Г. В. Этот простой и сложный язык кино. М.: Просвещение, 1981. 175 с., ил.
Классный час «Семья в моей жизни»
Беседа на тему: «От красоты познания к творчеству» (Для учащихся 15 — 16 лет)
Час театрального мастерства (Для учащихся 13 — 15 лет)
Устный журнал на тему: «Слава рукам золотым!» (Для учащихся 10 — 11 лет)
Практическое занятие на тему: «Поговорим о культуре речи» (Для учащихся 12 — 13 лет)
Практическое занятие на тему: «Учись видеть прекрасное в человеке» (Для учащихся 13 — 14 лет)
Беседа на тему «О красоте и мужестве» (Для учащихся 13 — 14 лет)
Беседа на тему «Музыка и мы» (Для учащихся 13 — 15 лет)
Беседа на тему: «Красота и труд вместе идут» (Для учащихся 15 — 17 лет)
Беседа на тему: «Чудо, имя которому — книга» (Для учащихся 11 — 12 лет)
Устный журнал на тему: «Наш друг — кино» (Для учащихся 14 — 15 лет)
«Огонек» на тему: «Искусство края моего» (Для учащихся 14 — 15 лет)
Классный час - Наркомания - что это?
Классный час "Деньги - плохой хозяин, или хороший слуга?”
Классный час на тему: «Здоровый образ жизни»
Классный час на тему Наркомания "Все в твоих руках"
Классный час "Слова СПИД и ВИЧ знакомы всем"
Классный час в 5 классе "Символика России"
Классный час "О культуре поведения в школе"
Классный час «Я и мои друзья»
Классный час "Поздравление девочек с 8 марта"
Классный час Игра "Интеллектуальный ринг"
Классный час «Здоровье –бесценное богатство"
Классный час "Ты имеешь право... "
Классный час "А ну-ка, мальчики!" 23 февраля 6 класс
Классный час «Моя родословная»
Классный час «Экология»
Классный час "Курение - За и против"
Классный час "Путешествие в прошлое своей семьи"
Классный час на тему: "Права ребенка"
Классный час "Ты и твоя будущая профессия"
Классный час "О том, как властвовать собой"
Классный час на тему: «Что такое настоящая дружба?»
Классный час на тему: Курить или жить? 6-7 класс
Классный час "Как не надо себя вести"
Классный час "Нравственные приоритеты семьи" 7 - 8 класс
Классный час "Всего одна рюмка"
Классный час "Алкоголизм"
Классный час "Братковский язык"
Классный час "Как научиться сдавать экзамены. Советы психолога"
Классный час "Все правила этикета"
Сценарий классного часа "Доброта в нас и вокруг нас."
Классный час на тему: "Хлеб - всей жизни голова"
Методическое обоснование классного часа
Программа классного собрания на тему «Что такое сотрудничество?»
Цели, задачи и правила проведения классного собрания
Структура классного часа
Классный час "Я – гражданин России"
Классный час "Основы законодательства в области трудового права"
Анкеты и памятки к классному часу "Агрессия и насилие в мире взрослых и детей"
Урок внеклассного чтения "Сказки Ганса Христиана Андерсена"
Классный час для старшеклассников "Вирус сквернословия"
Классный час "Новогодний классный час"
Классный час "Что такое настоящая дружба"
Классный час "Александр Невский"
Классный час "Этот «безвредный» напиток…"
Классный час "Вместе - дружная семья"
Классный час "Дружба дороже богатства"
Классный час "Что такое этикет?"
Классный час Тематический вечер "О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ, О МАНЕРАХ НАДО ЗНАТЬ"
Классный час "ЧЕЛОВЕК И ЕГО МАНЕРЫ"
Классный час на тему "Я в ответе за себя и других"