Материал № 1042
Классный час «Я и мои друзья»
Оборудование. Пословицы о дружбе, стихи, песни.
I. Вступительная беседа по вопросам
* Что такое дружба?
* Что вам нравится в вашем друге?
* За что вы иногда обижаетесь на него?
* Как вы сами относитесь к своему другу?
* Помогали вы другу, когда ему было трудно?
* Помогал ли вам друг в трудную минуту?
* Каким бы вы хотели видеть своего друга?
Много пословиц и поговорок сложено о дружбе. Вот некоторые из них.
(Ученики читают пословицы и объясняют их смысл)
«Нет друга – ищи, а найдешь – береги!», «Друг познается в беде», «С другом веселее при удаче, легче в беде», «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось».
Учитель. С чего же всё началось? Как возникло само слово «друг?». Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово «друг».
Когда ещё никто не знал ни слова –
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова» -
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и тоже),
Но, словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки
И человек придумал слово «друг»
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спокойно за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю
Не для того наш предок шёл сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал: «Дурак!»
Показывал язык или кулак
И корчил рожи (что одно и тоже)
А злое слово я приберегу,
Пускай оно достанется врагу!
- К сожалению, грубые слова иногда приходится слышать и в нашем классе, а иногда бывает и так, как в стихотворении «Два козла». Может быть, прослушав это стихотворение, кто-то узнает себя, а узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.
(Ученик читает стихотворение)
Однажды на лужайке подрались два козла.
Подрались для забавы, не то, чтобы со зла
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них легонько приятеля боднул.
Один лягнул приятеля немножко посильней
Один разгорячился, лягнул что было сил!
Другой его рогами под брюхо подцепил
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой
-Да, такие отношения дружескими не назовёшь
Лучше, если всё происходит, как в песне «Вместе нам веселей»
(Учащиеся поют хором песню)
Учитель. В.И.Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение слову «дружба»: «бескорыстная стойкая приязнь». На первом месте знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие.
(Инсценировка «Ни за то и ни за это»)
Ученик: Костя сделал скворечник и позвал Вову
Костя: Посмотри, какой птичий домик я сделал
Ученик: Вова присел на корточки
Вова: Ой, какой. Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.
Костя: Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я скворечник.
Учитель. Что же такое бескорыстная дружба?
(Ответы учащихся)
Можно ли дружить с героями этих стихов
(Учащиеся читают стихи «Сонечка» и «Жадина»)
Тронь её нечаянно – сразу:
-Караул
Ольга Николаевна, он меня толкнул!
Ой, я укололась, - слышен Сонин голос
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы: - Голова болит…
Я бы полежала бы – мама не велит,
Сговорились мальчики: - Мы откроем счет
Сосчитаем жалобы– сколько будет в год
Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.
«Жадина»
Кто держит конфету свою в кулаке,
Чтоб съесть её тайно от всех в уголке
Кто выйдя во двор, никому из соседей
Не даст покататься на велосипеде,
Кто мелом, резинкой, любою безделицей
В классе ни с кем никогда не поделится?
Имя тому подходящей дадено
Даже не имя, а прозвище Жадина!
Жадину я ни о чем не прошу
В гости я жадину не приглашу
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовёшь его
Поэтому – честно, ребята, скажу –
С жадными я никогда не дружу
Так каким же должен быть настоящий друг?
Может быть таким, как в песне которая так и называется «Настоящий друг»
(Учащиеся поют песню)
- Хорошо, когда рядом есть надежный верный друг, с которым можно поиграть, поговорить или просто погулять.
Говорят, что друг познаётся в беде. В этом случае, особенно остро проявляются такие качества, как бескорыстие, доброта, отзывчивость. Такого друга, который был у Павлика в рассказе «Теремка», наверное хотел бы иметь каждый.
(Учитель читает рассказ «Теремка»)
С каким другом никакие трудности не страшны. Можно даже на медведя пойти.
(Учащиеся поют песню «Если с другом вышел в путь»)
Учитель. Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия.
Сейчас поиграем в игру «Я и мой друг»
Играют здесь парами. Я буду задавать вопросы и давать три ответа на них. Каждый из вас пишет тот вариант ответа, который ему больше нравится. После игры я соберу листочки. Пара у которой совпадает больше ответов, станет победителем в нашей игре.
Вопросы к игре.
1. Назови свой любимый цвет? (Красный, желтый, зеленый)
2. Что тебе больше нравится? (Яблоки, бананы, груши?)
3. Какой из предметов любимый? (Математика, чтение, русский язык)
4. На чём больше любишь кататься? (На коньках, на лыжах, на санках)
5. Чем больше нравится рисовать? (Карандашами, красками, фломастерами)
6. Какое время года любимое? (Зима, весна, осень)
7. Какой вид спорта любите? (Фигурное катание, теннис, футбол)
8. Что больше по вкусу? (Торт, шоколад, конфеты)
9. Какой для вас лучший подарок? (Игрушки, книги, одежда)
10. Что бы ты подарил другу? (Игрушку, книгу, сувенир, сделанный своими руками)
11. Кем хочешь стать, когда вырастишь? (Учителем, врачом, бизнесменом)
12. Кого бы ты хотел иметь дома? (Кошку, собаку, попугая)
13. Какие книги любишь читать? (О животных, сказки, фантастику)
14. Твой любимый день недели? (Пятница, суббота, воскресенье)
15. Какой бы фильм посмотрел сейчас? (Приключенческий, сказку, мультики)