Суббота, 23.11.24, 19:13
Приветствую Вас Гость | RSS

ГЛАВНАЯ  ГОСТЕВАЯ  САЙТЫ  ФОРУМ  СВЯЗЬ  СТАТЬИ  ДЕТЯМ  ВИДЕО  ОНЛАЙН ИГРЫ  ФОТО  ТЕСТЫ  FAQ
Форма входа
Меню сайта
     Детский сад
     Детский портал
     Учительский портал
     Библиотека учителя
     Родительское собрание
     Классный час
     Учителю
     Программы
     Афоризмы и цитаты
     Игры и конкурсы
     Поздравления
     Сценарии
     Викторины
     Пословицы
     Потешки
     Загадки
     Сказки
     Басни
     Стихи
     Песни
     Песни - переделки
     Факты, истории
     Тосты
     ГДЗ
     Города России
     Пришкольный лагерь
     Сочинения 9 класс
     Сочинения 10 класс
     Театральная читка
     Детские раскраски
     Детские книги WinRAR
     Детские песенки mp3
     Аудио-сказки mp3
     Аудио-басни mp3
     Игры-скачать, онлайн
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0


сценариев: 1647
материалов: 3024
ПРИНТЕР
Главная » Статьи » Библиотека учителя » Классный час

Школа [3] Пришкольный лагерь [13] Учитель года 2010 [6]
Молодому учителю [11] Учителям о детях [6] Готовим праздник [61]
Классный час [64] Классному руководителю [22] Родительские собрания [25]
Методическая работа [16] Документы [7] Уроки английского [39]
Ссылки "English" [12] Символика Краснодарского края [3] ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ [3]

Классный час "Как научиться сдавать экзамены. Советы психолога" - Классный час "Как научиться сдавать экзамены. Советы психолога"


Источник:

Цвет фона: Шрифт:

Материал № 1062

  Классный час "Как научиться сдавать экзамены. Советы психолога" 
 
В настоящее время экзамены в школе сдают не только старшеклассники, однако и дети и даже младшие школьники. С каждым годом значимость этих экзаменов, в том числе и субъективная, становится все выше. Умению сдавать экзамены, как ни удивительно, никто специально не учит, совместно с тем соответствующие психотехнические навыки совсем полезны, они не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, разрешают более удачно вести себя во время экзамена, однако и вообщем содействуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать своими чувствами и т. п. Формирование схожих психотехнических навыков будет полезно полностью всем школьникам старших классов. Обычно, соответственная работа психолога не только не вызывает сопротивления, однако и приветствуется большинством учащихся. Естественно, основную её часть следует проводить не прямо накануне выпускных экзаменов, а существенно ранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче каких-нибудь зачетов, при написании контрольных и в остальных вариантах, не столь эмоционально напряженных, как фактически выпускные экзамены. Но отдельные полезные советы психолог может отдать накануне либо даже конкретно перед экзаменационным испытанием. Школьный психолог может составить памятку для учащихся, выбрав какие-то из нижеследующих советов и, может быть, переформулировав по своему усмотрению в зависимости от того, кому конкретно она будет адресована (девятиклассникам либо одиннадцатиклассникам, учащимся гимназии либо ПТУ, девушкам либо юношам). При подготовке данной главы мы, а именно, употребляли почти все советы из таковой памятки, приготовленной А.М. Прихожан для одной из столичных школ. Некие советы взяты из книжки британского психолога М. Стоппард «Полезные советы девушкам» (1991) и др. Эти советы могут быть также применены для «устной», ситуативной поддержки школьника конкретно перед экзаменом, для проведения каких-либо групповых занятий, в процессе консультирования.

Обсуждая вопросец о психологическом оснащении процесса сдачи экзаменов, следует выделить три главных шага: 1) подготовка к экзамену, исследование учебного материала перед экзаменом, 2) поведение накануне экзамена; 3) поведение фактически во время экзамена.

Итак, неплохо обучить юношей и женщин последующему
Подготовка к экзаменам


Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, комфортно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п. Психологи считают, что отлично ввести в таковой интерьер для занятии желтый и фиолетовый цвета, так как они повышают интеллектуальную активность. Не нужно переклеивать ради этого обои либо поменять шторы, довольно какой-то рисунки в таковых тонах, эстампа, которые в конце концов можно сделать и самому, использовав, к примеру, технику коллажа.


Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план.


Для начала отлично найти, кто вы — «сова» либо «жаворонок», и в зависимости от этого очень загрузить утренние либо, напротив, вечерние часы.


Составляя план на каждый день подготовки, нужно верно найти, что конкретно сейчас будет изучаться. Не вообщем: «Незначительно позанимаюсь», а что конкретно сейчас будете учить, какие конкретно разделы какого предмета.


Естественно, отлично начинать — пока не утомился, пока свежая голова — с самого сложного, с того раздела, который заранее понимаете ужаснее всего. Однако бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет. Короче, «нет настроения». В таком случае полезно начать, напротив, с того, что понимаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. Может быть, равномерно вработаешься и дело пойдет.


Непременно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 минут занятий, потом 10 минут — перерыв. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.


Готовясь к экзамену, не нужно стремиться к тому, чтоб прочесть и уяснить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросцам. Прочитав вопросец, сначала вспомните и непременно коротко запишите все, что вы понимаете по этому вопросцу, и только потом проверьте себя по учебнику. Особенное внимание обратите на подзаголовки главы либо параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, главных фактов. Лишь после чего пристально, медлительно прочтите учебник, выделяя главные мысли, — это опорные пункты ответа.


В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь коротко запишите планы всех вопросцев, которые были проработаны в этот день.


При подготовке к экзаменам вообщем полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, при этом непременно делать это не в уме, а на бумаге. Таковая фиксация на бумаге полезна поэтому, что при воспоминании, повторении «про себя», смешиваются узнавание и реальное познание, а узнавать постоянно легче, чем вспоминать. Возникает впечатление познания, а когда нужно пересказать его иным, сказать вслух, оно куда-то улетучивается. Конкретно с сиим частенько бывают соединены случаи, когда кажется, что вы понимаете, помните, а начинаете отвечать, и ответ выходит обрывочным, скомканным. Потому таковыми приемами отлично воспользоваться и в течение учебного года при подготовке уроков. Кстати, тогда и к экзаменам придется меньше готовиться. Когда вы записываете план ответа, вы становитесь в позицию человека, передающего свои познания иным, т. е. делаете то же самое, что нужно делать, отвечая в классе либо на экзамене. Планы полезны и поэтому, что их просто применять при коротком повторении материала и даже время от времени конкретно в ответе на экзаменах.


Ответы на более трудные вопросцы вполне, развернуто поведайте маме, другу — хоть какому, кто захотит слушать, при этом пытайтесь это делать так, как требуется на экзаменах. Совсем отлично записывать ответ на магнитофон, а позже послушать себя как бы со стороны.


Перед устным экзаменом отлично испытать ответы на более трудные вопросцы поведать перед зеркалом (лучше таковым, чтоб созидать себя в полный рост), обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Почему это нужно делать? В психологии установлено, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит её (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться традиционно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене, человек испытывает напряжение, волнение. Когда вы рассказываете ответ либо записываете его на магнитофон, вы сближаете эти два состояния. Принципиально и то, что речь «про себя» различается от речи вслух: она короткая, сжатая. Для того чтоб стать понятной иным, она просит перевода. И тогда оказывается, что не все можно перевести: что-то забыто, что-то в переводе кажется белой копией, что-то видится как образ, картина, а словами не выражается. Когда вы пересказываете ответ, вы включаете особенный вид памяти — речедвигательную память, помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке. Лишь тут и выясняется, что вы понимаете твердо и чем сможете поделиться с иными, что — лишь для себя и потому просит доп перевода, а что, как оказывается, вообщем не понимаете.


Если в какой-то момент подготовки к экзаменам вам начинает казаться, что это выучить нереально и вы никогда не можете уяснить всего, что требуется, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже понимаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтоб освоить весь материал. Лишь делать это нужно как можно конкретнее. Не: «Ой, мамочки, я ничего не знаю» либо «Я все равно ничего не успею, так не лучше ли все это кинуть», а отделив легкие либо сравнимо легкие для вас вопросцы и темы от тех, на которые вы смотрите, как на китайскую грамоту. А потом сосредоточьтесь на том, что вам необходимо выучить, как бы перекидывая мостик меж знаемым и незнаемым.


Основное, никогда не нужно стараться выучить весь учебник наизусть, а нужно постоянно держать в голове, что ваша задачка не вызубрить, а понять. Потому концентрируйте внимание на ключевых мыслях.


Непременно решайте задачки (по арифметике, физике), разбирайте предложения, слова (по русскому языку) — в общем научитесь отлично делать практические задания; и не просто делать, однако и говорить вполне, вслух, как вы их делали, какой был ход ваших действии и рассуждении.


Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, однако, напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Они не только мешают вам готовиться, создавая неизменное напряжение и смятение в мыслях, занимая в их основное место, они к тому же как раз и разрешают вам ничего не делать либо делать все, спустя рукава (для чего трудиться, если все равно ничего не выйдет). Совет может быть таковым: сосредоточьтесь на конкретных задачках, продумывайте программу подготовки на каждый день и верно следуйте ей, непременно составляя план ответа на каждый вопросец, при этом каждый на отдельном листке, чтоб к концу дня вы видели некое материальное выражение собственного труда.


За несколько дней до экзамена непременно «проиграйте» мысленно ситуацию экзамена, представьте себе во всех деталях обстановку, комиссию, собственный ответ. Пытайтесь делать это как можно конкретнее, подробнее. Однако — внимание! — сконцентрируйтесь на выборе лучшего ответа, наилучшей формы поведения, а на саморазрушающие мысли о провале, о собственных страхах постарайтесь не обращать внимания: не гоните их, однако и не «зацикливайтесь» на их.

Накануне экзамена Оставьте один день перед экзаменом на то, чтоб вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь либо самому себе перед зеркалом так, как как будто отвечаете комиссии на экзамене. Не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзаменах. Каждый раз, прежде чем поведать билет, вспомните и запишите план ответа. Если это вышло просто, сможете не говорить — этот вопросец вы понимаете отлично. Рассказывайте лишь то, в чем вы чувствуете затруднение. При рассказе пользуйтесь записанным планом — на экзамене можно воспользоваться записями, изготовленными при подготовке к ответу. Смотрите при всем этом за собственной позой, жестами, мимикой, голосом. Знайте, что ваша речь, весь ваш вид должны выражать уверенность в себе и собственных познаниях. Понятно, что глас, поза, жестикуляция не только «выдают» состояние человека, однако по принципу обратной связи способны влиять на него, т. е., приняв уверенную позу, начиная говорить спокойным и уверенным голосом, вы в реальности становитесь спокойнее и увереннее в себе.

Если вы волнуетесь, то конкретно накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими эмоциями, переживаниями, «ужасными мыслями»: вот вы вошли в класс, вот тяните билет, садитесь готовиться, выходите отвечать, отвечаете и т. п. Итак, поначалу вы представляете, как у вас дрожат руки либо пересыхает в горле, а в голове не осталось ни одной мысли, однако вот вы тянете билет, садитесь на место либо читаете задание на доске во время письменного экзамена, ужас теряется, вы сосредоточиваетесь и начинаете тихо готовиться к ответу либо делать задание. Подходите к экзаменационной комиссии и уверенно отвечаете на все вопросцы. Еще раз: представьте себе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми эмоциями, переживаниями, действиями, однако так, как бы вы желали, чтоб все вышло, как обязано произойти при удачной сдаче экзамена.


Естественно, если у вас вообщем нет никакого ужаса перед экзаменом, то не нужно его и представлять себе. Но в этом случае подумайте, не очень ли вы спокойны. Отсутствие некого «предстартового» волнения также частенько мешает неплохим ответам.


Если же вы совсем боитесь, попытайтесь прием, называемый «доведением до бреда». Постарайтесь как можно посильнее испугать себя. Представьте себе все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия. Если вы занимаетесь вдвоем либо в группе, попытайтесь сильнее испугать друг дружку. Такое предельное усиление ужаса традиционно приводит человека к мысли о том, что бояться, в сущности, нечего и даже самые тяжелые последствия на самом деле не так ужасны.


Каждому понятно: для того чтоб вполне приготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это, но, ерунда. Вы уже утомились, и не нужно себя переутомлять. Напротив, с вечера перестаньте готовиться. Помойтесь. Совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше, чтоб встать отдохнувшим, с чувством собственного здоровья, силы, даже некой злости. Ведь экзамен — это типичная борьба, прежде всего борьба обаяний, в которой нужно уметь за себя постоять. По дороге на экзамен не вредоносно просто пролистать учебник.
Во время экзамена


Как вести себя на экзамене? Вот несколько нужных советов.

1. Взяв билет, прочитав задания на доске, ознакомьтесь с вопросцами и начинайте готовиться с того вопросца, делать то задание, которое, пусть совершенно ненамного, для вас легче.

2. Напишите примерный план ответа карандашом на чистом листе бумаги. Составьте перечень всех аспектов, которых вы желаете коснуться в собственном ответе. Пишите даже то, что может сначала показаться ненадобным, это поможет вам в процессе письма припомнить еще какие-нибудь факты. Если вам удастся это сделать, вы сходу почувствуете некое облегчение. Ваши нервишки станут спокойнее, голова начнет работать более ясно и верно. Вы как бы освободитесь от стрессовости, и вся ваша энергия сейчас может быть ориентирована на ответ на экзаменационный вопросец.

3. Составление этого маленького плана, может быть, займет у вас минут 20—25, и вы сможете увидеть, что почти все вокруг уже отложили свои листочки в сторону. Не делайте так: это может позже выйти вам боком. Если есть возможность, прикрепите листок со своим планом к листку с экзаменационными вопросцами, и экзаменатор увидит, что вы отдали себе труд написать план ответа заблаговременно и что у вас методический склад разума. Когда пройдет 25 мин, вы сможете распрямиться и расслабиться, поэтому что практически вы уже ответили на вопросцы и все, что осталось сделать, — это переписать все начисто. Пока будете переписывать, в голову могут придти новейшие мысли, которые дозволят шире раскрыть план, написанный карандашом.

4. Сократите работу экзаменатора. Он либо она зачтут это в ваш актив, если вашу работу будет просто читать и делать в ней пометки. Понятный и четкий почерк просто нужен.

5. Если может быть, сформулируйте лаконичный ответ на весь вопросец в первом же предложении первого параграфа. Таким образом вы дадите экзаменатору возможность понять, что смысл вопросца вам ясен и вы имеете правильное представление о предмете.

6. Если вопросец состоит из нескольких частей, назовите каждую из их и подчеркните подзаголовки: тогда экзаменатор сумеет скоро просмотреть вашу работу и сходу увидит, что вам есть что сказать по каждому пт.

7. Если вы ведете речь о каких-либо гипотезах либо включаете в собственный ответ даты тех либо других событий, подчеркните их тоже: познание дат сходу кидается в глаза экзаменатору.

8. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение. Если вы пишете эссе, то во вступлении нужно перечислить все трудности, которые вы собираетесь осветить, позже в основной части работы нужно детально развернуть всю делему, а в заключение придать ходу собственных мыслей завершенность и поставить точку.


Что делать, если...

— ...вдруг обнаружилось, что вам попался вопросец, по которому вы сможете сказать совсем незначительно, не впадайте в панику, а сходу начинайте записывать все, что когда-либо слышали по этому поводу: из передачи ли, из кинокомедии ли, из разговора с родителями либо друзьями или из энциклопедии. В процессе написания в голову могут придти какие-либо мысли, и вы, может быть, вспомните что-нибудь из пройденного в классе либо прочитанного. А можно сделать и так. Разделите лист бумаги на две части. На левой напишите, к примеру: «Что я знаю» (либо просто поставьте «+»), на правой — «Что мне непонятно» (либо «-»). Смелее пишите в левой части все, что вам приходит в голову по поводу ответа — правила, примеры, отдельные положения и др. Ничего, если все это будет беспорядочно. На правой записывайте вопросцы, «дыры», пункты, про которые, как вам кажется, вы ничего не сможете сказать. Время от времени просматривайте правую часть и вычеркивайте все, что вспомнили. В конце подготовки непременно составьте план ответа: лучше ответить не все, однако то, что вы понимаете, выложить верно и разумно, чем как бы сказать все, однако делать это хаотично, начиная говорить об одном, позже вдруг переходя к другому, ворачиваясь к тому, что запамятовал, и т. п.; — ...вообщем ничего не понимаете, не говорите об этом экзаменатору, а говорите что-нибудь, хоть какую-нибудь ахинею, типа: «Прежде, чем поведать о творчестве Пушкина, нужно побеседовать о принципах поэтического творчества вообщем...» Хотя, конечно, лучше играться по правилам;
— ...на полуслове вы запамятовали, о чем нужно говорить. Прежде всего не «теряйте голову». Сохраните спокойствие, хотя бы наружное — такое может случиться с каждым! Повторите последнюю фразу, поначалу так же, как ранее, а позже, если можете, иными словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже поведали? К чему эта фраза может относиться? В большинстве случаев это помогает. Если это так — смело продолжайте ответ. Если нет — посмотрите на листок, который вы написали, готовясь к ответу, и начинайте отвечать последующий пункт плана (даже если вам лишь кажется, что этот пункт последующий). Позже в конце ответа постоянно можно возвратиться к тому, что пропустили;

— ...вы уже практически кончили отвечать, и тут-то, наконец, вспомнили, о чем желали сказать, когда «утратили мысль», либо о чем запамятовали сказать. Ничего ужасного. Закончите говорить то, о чем говорили, а потом скажите то, что пропустили. Ни в коем случае не прерывайте ответа ради того, о чем вспомнили. Лучше пусть о чем-то вы скажете в конце, чем весь ответ окажется нелогичным. Не говорите: «Да, я еще запамятовал сказать о ...» Говорите, к примеру, так: «Вернемся к (заглавие пт плана). Я хотел бы добавить...» либо так: «Не считая того, нужно сказать, что ...», «Следует выделить»;

— ...вас не слушают. Не воспринимайте это как личное оскорбление, не относите на собственный счет. Продолжайте ответ, как если б вы этого не увидели;

— ...экзаменатор в резкой и противной форме перебивает вас, просит что-то уточнить, повторить. Либо еще ужаснее, «кидают» противные высказывания. Кажется, что все сговорились вас завалить. Отвлекитесь от этого. От вас требуется мужество и собранность, умение не демонстрировать обиду. Сконцентрируйте внимание на чётком ответе. Отвечайте верно и кратко. Лишь так вы можете доказать, что к вам относятся несправедливо. Ни в коем случае не демонстрируйте, что разозлились, и не пытайтесь вызвать жалость к себе. Самое действенное — сохранить чувство собственного плюсы и с достоинством держаться;

— ...вы оговорились, и все стали смеяться. Не переживайте. Это может случиться с каждым. Оговариваются даже мастера — дикторы радио и телевидения. Посмейтесь совместно со всеми — и все. Если же оговорку не считая вас вообщем никто не увидел, продолжайте говорить далее, как как будто ничего не вышло;

— ...вам задают доп вопросец. Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Сможете сказать, что вам нужно незначительно поразмыслить. Верно определите, к чему относится этот вопросец, какого ответа он просит. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме. Времени на это требуется совершенно незначительно;

— ...вы ошиблись. Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы увидели ошибку и понимаете, как её исправить, сделайте это. Если же не убеждены, правилен ваш ответ либо нет, продолжайте отвечать, как как будто ничего не вышло. Если вам укажут на ошибку и вы не убеждены твердо в собственной правоте, лучше согласиться. Не бойтесь ошибок! Учитесь, используя ошибки, лучше разбираться в усваиваемом материале;

— ...вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали. Не вступайте в спор, не доказывайте. Во время вступительных экзаменов воспользуйтесь правом на апелляцию.

И естественно, никогда не запамятовывайте про чувство юмора — пусть оно не покидает вас и во время экзамена.

(Глава из книжки «Практическая психология образования». М., 1997)



GERASIMOVA.UCOZ.RU

Каталог статей - Библиотека учителя - Классный час - Классный час "Как научиться сдавать экзамены. Советы психолога" - Классный час "Как научиться сдавать экзамены. Советы психолога"

Материал № 1062


Нравится

Похожие материалы

Категория: Классный час | Добавил: admin (09.02.10)
Просмотров: 7165 | Теги: Классный час | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

ПРАЗДНИКИ

              Новый год
              Рождество
              День св. Валентина
              23 февраля
              8 марта
              Пасха
              Масленица
              1 апреля
              9 мая
              вечер старшеклассников
              Последний звонок
              Выпускной вечер
              1 сентября
              Школа
              День учителя
              День рождения
              Детский праздник
              Юбилей
              КВН
              Студенты
              Свадьба
              Православные
              Разные

Опрос


Набираем модераторов на форум. Заявки и идеи на Email

По результатам голосования

ФОРУМУ БЫТЬ!!!

30.01.11
Примите активное участие на форуме !!!


Анекдоты



***
Учитель - родителю:
- От вашего ребенка дурно пахнет.
- А вы не нюхайте, вы учите!

***
- Наш преподаватель физики разговаривает сам с собой.
- Наш тоже, только он этого не понимает. Он думает, что мы его слушаем...


Вопросы

Древние цивилизации
Древние славяне и русы
Древние русичи приветствовали друг друга словами «Ой ты гой еси...». Чего желали они таким образом?
ОтветБыть богатым (от «гоинный» — «богатый»).

Великие имена
Александр Македонский
Верный пес Перитас отважно бросился на этого гиганта и погиб в неравной схватке. Однако сумел спасти жизнь Александра. Назовите гиганта.
ОтветСлон (а Моська была явно не его предком).


Загадки

Загадки
Школа
По черному белым пишут то и дело. потрут тряпицей — чиста страница.
ОтветДоска и мел.

Загадки
Школа
Белый камешек растаял, на доске следы оставил.
ОтветМел.

Поздравляем с днём рождения:

 
 


 
 
 
 
GERASIMOVA.UCOZ.RU »