Материал № 186
Классный час
Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы.
По мнению Н. Е. Щурковой и Н. С. Финданцевич, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую.
Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.
Примерные темы: "Как появился этикет", "Наша Конституция", "Проблемы современного общества" и т. д.
Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая — его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к классической музыке, которую они ни разу не слышали.
Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях. Темы таких классных часов: "Как стать счастливым?", "Кем быть?", "Каким быть?", "О мужественности и женственности" и т. д.
Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный час на тему "Международный год ребенка" может завершиться принятием такого коллективного решения, которое предполагает сбор книг для малышей из Дома ребенка.
Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.
Тематика лассных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах классных руководителей.
Классные часы могут посвящаться:
1. морально-этическим проблемам. На них формируется определённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.;
2. проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности;
3. эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал;
4. вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим событиям, происходящим в мире, чувство ответственности за действия Родины, ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями;
5. вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека;
6. психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения;
7. проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире;
8. общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам, праздникам и т. д.).
Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Хорошо бы поставить на стол цветы. Тема классного часа может быть написана на доске или плакате, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению. На листе бумаги в качестве афоризма можно привести слова выдающейся личности или цитату из известной книги.
На классном часу воспитанники рассаживаются так, как им хочется.
Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Опытный классный руководитель старается не затягивать классный час, закончить его до того, как дети почувствуют усталость. Первый ; классный час, особенно в 5 классе, может длиться 20—30 минут, в 9— С 11 классах — более 1 часа (когда рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого школьника). Однако в любом случае надо учитывать требования к режиму дня учащихся.
Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения, составить план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.
В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.
Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки.
Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.
Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.
Содержание классных часов, методы и формы взаимодействия воспитанников с классным руководителем зависят не только от возраста учащихся, но и их позиции. Если на первых классных часах организатором является классный руководитель и информация исходит в основном от него, то на последующих классных часах в их проведение Могут включаться и школьники. Приобщая учеников к ведению разговора о жизни, классный руководитель учит их анализу жизненных явлений.
Классный час «Семья в моей жизни»
Беседа на тему: «От красоты познания к творчеству» (Для учащихся 15 — 16 лет)
Час театрального мастерства (Для учащихся 13 — 15 лет)
Устный журнал на тему: «Слава рукам золотым!» (Для учащихся 10 — 11 лет)
Практическое занятие на тему: «Поговорим о культуре речи» (Для учащихся 12 — 13 лет)
Практическое занятие на тему: «Учись видеть прекрасное в человеке» (Для учащихся 13 — 14 лет)
Беседа на тему «О красоте и мужестве» (Для учащихся 13 — 14 лет)
Беседа на тему «Музыка и мы» (Для учащихся 13 — 15 лет)
Беседа на тему: «Красота и труд вместе идут» (Для учащихся 15 — 17 лет)
Беседа на тему: «Чудо, имя которому — книга» (Для учащихся 11 — 12 лет)
Устный журнал на тему: «Наш друг — кино» (Для учащихся 14 — 15 лет)
«Огонек» на тему: «Искусство края моего» (Для учащихся 14 — 15 лет)
Классный час - Наркомания - что это?
Классный час "Деньги - плохой хозяин, или хороший слуга?”
Классный час на тему: «Здоровый образ жизни»
Классный час на тему Наркомания "Все в твоих руках"
Классный час "Слова СПИД и ВИЧ знакомы всем"
Классный час в 5 классе "Символика России"
Классный час "О культуре поведения в школе"
Классный час «Я и мои друзья»
Классный час "Поздравление девочек с 8 марта"
Классный час Игра "Интеллектуальный ринг"
Классный час «Здоровье –бесценное богатство"
Классный час "Ты имеешь право... "
Классный час "А ну-ка, мальчики!" 23 февраля 6 класс
Классный час «Моя родословная»
Классный час «Экология»
Классный час "Курение - За и против"
Классный час "Путешествие в прошлое своей семьи"
Классный час на тему: "Права ребенка"
Классный час "Ты и твоя будущая профессия"
Классный час "О том, как властвовать собой"
Классный час на тему: «Что такое настоящая дружба?»
Классный час на тему: Курить или жить? 6-7 класс
Классный час "Как не надо себя вести"
Классный час "Нравственные приоритеты семьи" 7 - 8 класс
Классный час "Всего одна рюмка"
Классный час "Алкоголизм"
Классный час "Братковский язык"
Классный час "Как научиться сдавать экзамены. Советы психолога"
Классный час "Все правила этикета"
Сценарий классного часа "Доброта в нас и вокруг нас."
Классный час на тему: "Хлеб - всей жизни голова"
Методическое обоснование классного часа
Программа классного собрания на тему «Что такое сотрудничество?»
Цели, задачи и правила проведения классного собрания
Структура классного часа
Классный час "Я – гражданин России"
Классный час "Основы законодательства в области трудового права"
Анкеты и памятки к классному часу "Агрессия и насилие в мире взрослых и детей"
Урок внеклассного чтения "Сказки Ганса Христиана Андерсена"
Классный час для старшеклассников "Вирус сквернословия"
Классный час "Новогодний классный час"
Классный час "Что такое настоящая дружба"
Классный час "Александр Невский"
Классный час "Этот «безвредный» напиток…"
Классный час "Вместе - дружная семья"
Классный час "Дружба дороже богатства"
Классный час "Что такое этикет?"
Классный час Тематический вечер "О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ, О МАНЕРАХ НАДО ЗНАТЬ"
Классный час "ЧЕЛОВЕК И ЕГО МАНЕРЫ"
Классный час на тему "Я в ответе за себя и других"