Четверг, 21.11.24, 21:40
Приветствую Вас Гость | RSS

ГЛАВНАЯ  ГОСТЕВАЯ  САЙТЫ  ФОРУМ  СВЯЗЬ  СТАТЬИ  ДЕТЯМ  ВИДЕО  ОНЛАЙН ИГРЫ  ФОТО  ТЕСТЫ  FAQ
Форма входа
Меню сайта
     Детский сад
     Детский портал
     Учительский портал
     Библиотека учителя
     Родительское собрание
     Классный час
     Учителю
     Программы
     Афоризмы и цитаты
     Игры и конкурсы
     Поздравления
     Сценарии
     Викторины
     Пословицы
     Потешки
     Загадки
     Сказки
     Басни
     Стихи
     Песни
     Песни - переделки
     Факты, истории
     Тосты
     ГДЗ
     Города России
     Пришкольный лагерь
     Сочинения 9 класс
     Сочинения 10 класс
     Театральная читка
     Детские раскраски
     Детские книги WinRAR
     Детские песенки mp3
     Аудио-сказки mp3
     Аудио-басни mp3
     Игры-скачать, онлайн
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0


сценариев: 1647
материалов: 3024
ПРИНТЕР
Главная » Статьи » Библиотека учителя » Методическая работа

Школа [3] Пришкольный лагерь [13] Учитель года 2010 [6]
Молодому учителю [11] Учителям о детях [6] Готовим праздник [61]
Классный час [64] Классному руководителю [22] Родительские собрания [25]
Методическая работа [16] Документы [7] Уроки английского [39]
Ссылки "English" [12] Символика Краснодарского края [3] ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ [3]

Методические рекомендации по обществознанию в 2009-10 уч.году


Источник:

Цвет фона: Шрифт:

Материал № 247

Методические рекомендации по обществознанию в 2009-10 уч.году

 

Методические рекомендациидля ОУ Краснодарского края о преподавании обществознанияв 2009 – 2010 учебном году 

Преподавание обществознания в 2009 – 2010 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 05.03.2004 г. № 1089).
2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 09.03.2004 г. № 1312).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2009 – 2010 учебный год». 
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002  № 2783). 
 5. Приказ департамента образования и науки  Краснодар-ского края от  24.07.2009 г. №2320 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений  Краснодарского края  на 2009 – 2010 учебный год». 
 6. Примерная программа основного общего образования по обществознанию.  Примерная программа среднего (полного) общего образования по  обществознанию (базовый уровень). Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень).

Федеральный перечень учебников на 2009 – 2010 учебный год размещен на сайте http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_08/m379.html).

 Рекомендуем особое внимание обратить на программно-методическое обеспечение преподавания обществознания по БУП  2004 года, т. к. минимальное количество часов в основной школе на курс обществознания по классам выглядит таким образом: по одному часу в неделю с VI по IX классы. В IX классе часы регионального (национально - регионального) компонента и компонента образовательного учреждения рекомендуется отводить на организацию предпрофильной подготовки учащихся.Базисный учебный план для X – XI классов реализует модель профильного обучения. Все предметы, которые изучаются учащимися при этой модели, делятся на три части: базовые, профильные (профильными и базовыми предметами являются разные дисциплины в зависимости от выбранного профиля), элективные курсы (включенные в компонент образовательного учреждения), которые учащийся может выбрать в соответствии с индивидуальным профилем обучения.Предметы «Обществознание», «Экономика», «Право» могут изучаться в различных формах интеграции. Количество часов для преподавания обществознания:
базовый уровень – количество часов за два года – 140; X класс – 70; XI класс – 70 (в неделю два часа) – такое количество часов является обязательным для всех образовательных учреждений.Профильный уровень – 210 часов (за два года обучения в старшей школе), по три часа в неделю.
Экономика. 140 часов за два года обучения (два часа в неделю).
Право. 140 часов за два года обучения (два часа в неделю).Дополнительно БУП предполагает на базовом уровне не менее 10% РКСО и на элективные курсы, учебные практики, проекты, НИР – 10 часов.  
Рекомендациипо использованию действующих учебников и УМКСтаршая школаВ соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р 2001 года, обеспечивается вариативность и свобода выбора в образовании для образовательного процесса учащихся, их родителей, педагогов и образовательных учреждений. / При выборе УМК по обществознанию нужно обращать внимание на наличие у учебника  грифа «рекомендовано» или «допущено». 
Основная школа
Кафедра обществоведческих дисциплин рекомендует следующие издания, современные и перспективные линии:
Издательство «Просвещение»:6 класс – Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. Обществознание;7 класс – Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. 8 – 9 классы. – Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И. и др. Обществознание. Издательство «Дрофа»:6 класс – Никитин А.Ф. Обществознание;7 класс – Никитин А.Ф. Обществознание;8 класс – Никитин А.Ф. Обществознание;9 класс – Никитин А.Ф. Обществознание.Кафедра из федерального списка рекомендованных учебников предлагает использовать: Издательство «Просвещение»:Базовый уровень:10 класс – Л.Н. Боголюбов. Обществознание; 11 класс – Л.Н. Боголюбов. Обществознание. Профильный уровень:10 класс – Л.Н. Боголюбов. Обществознание;11 класс – Л.Н. Боголюбов. Обществознание. Учебники под авторством Л.Н. Боголюбова соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Издательство «Вента-Граф»:10 класс – Е.Н. Салыгин, Ю.Г. Салыгина. Обществознание;11 класс – Е.Н. Салыгин, Ю.Г. Салыгина. Обществознание.В названный учебно-методический комплект входят программа, учебные пособия для X и XI классов (автор Агошков А.В.), методическое пособие для учителя (автор Пасман Т.Б.). Изданы рекомендации по использованию указанных учебников в условиях профильной школы.Издательство «Мнемозина»:10 класс – П.С. Гуревич, Е.З. Николаева. Обществознание;11 класс – П.С. Гуревич, Е.З. Николаева. Обществознание.
В УМК представлены планирование, методические рекомендации, хрестоматии, рабочие тетради.Кроме этих изданий, кафедра рекомендует в учебном процессе использовать в XI классе «Обществознание. Глобальный мир. XXI век». Из этого учебного пособия необходимо взять следующие разделы: «Современное политическое развитие», «Глобализация», «Глобальные проблемы».ЭкономикаИздательство «Вита-Пресс»:
Базовый уровень:10 – 11 классы – Липсец И.В. Экономика (издан в комплекте с четырьмя рабочими тетрадями и методическими пособиями в двух книгах).
Профильный уровень: 10 – 11 классы – под ред. Линькова А.Я. ПравоИздательство «Русское слово»:10 класс – Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (учебник в двух частях);11 класс – Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (учебник в двух частях).
Государственный стандарт незначительно изменил базовое содержание курса обществознания, но на современном этапе преподавателями  обществознания выработана  концепция «Открытого учебника», принципа вариативного использования учебно-методических материалов, интеграции разнообразных средств и форм учебного процесса. Успешное формирование информационно-коммуникативной и познавательной компетенций невозможно без свободного поиска информации, без анализа, критики мнений и суждений. Эти проблемы не могут быть решены только за счет содержания учебников, которые, естественно, сохранят ключевую роль в информационном обеспечении учебного процесса, однако насущной задачей является использование вариативной ресурсной базы обществоведческого образования, а именно, использование электронных носителей информации: http://school-collection.edu.ru/, комплекса информационно-справочных материалов; использование электронных библиотек, в которые входят тематические базы данных, тесты из научных и научно-популярных изданий, таблицы, схемы, диаграммы, графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. Формирование электронных библиотек даст возможность осуществить преподавание на основе федерального компонента государственного стандарта образования.Примерные программы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение часов по разделам курса, определяют минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Примерная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета.
Данная программа может использоваться  при тематическом планировании курса учителем.
По усмотрению образовательного учреждения и учителя могут использоваться авторские программы, которые идут в комплекте к учебникам обществознания, являясь частью авторского УМК.
Структура изучения обществознания в школе  включает преподавание курса обществознания в основной школе, которое является составной частью обществоведческой подготовки учащихся. Изучение обществознания в VI и VII классах ориентировано прежде всего на анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни, на раскрытие нравственных и правовых основ в жизни общества. Курс основной школы представляет собой относительно завершенную систему знаний. Он дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику российского общества, конкретные знания о социальных нормах и особенностях прикладного характера, необходимых для выполнения социальных ролей. Целый ряд теоретических предположений изучается на пропедевтическом уровне без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов. В старшей школе  происходит возврат к ряду вопросов, которые рассматриваются уже на более высоком научно-теоретическом уровне в новых взаимосвязях и взаимозависимостях. В соответствии с Концепцией модернизации образования значительно возрос объем включенных в интегральный курс обществознания экономических и правовых знаний. В классах соответствующего профиля предусмотрены большие самостоятельные курсы по экономике и праву. Усиление экономической и правовой составляющих обществоведческого образования отразилось в заметном превышении их объема по отношению к объему социологических, политологических  и иных компонентов содержания. Обращаем внимание на обязательное включение самостоятельного блока социально-экономических знаний для подготовки учащихся на профильном уровне. На базовом и профильном уровнях в изучение обществознания обязательно включается тема «Пенсионная реформа». Необходимо обратить внимание на особенности содержания обществоведческого курса профильного уровня, где, помимо решения общеобразовательных задач,  курс должен дать представление об основных обществоведческих науках (философии, экономике, социологии, политологии, социальной психологии, правоведению), их категориальном аппарате, актуальных проблемах, методах научного явления, о типичных профессиях специально-гуманитарного профиля, а также об основных видах учебной и учебно-исследовательской деятельности.Необходимым элементом в профильной школе являются элективные курсы, углубляющие, расширяющие или дополняющие знания, получаемые в профильных курсах. Это могут быть курсы, позволяющие более обстоятельно изучить какой-либо раздел («Предпринимательство», «Менеджмент»); возможны курсы, отражающие пограничные области знаний («Экономическая социология», «Политическая психология»); могут быть междисциплинарные курсы («История государства и права», «Человек»); могут быть курсы по областям знаний («Логика», «Общая психология»).Важным условием в реализации целей современной обществоведческой подготовки учащихся является применение различных форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся; использование в педагогическом процессе активного обучения (тренинги, дискуссии, деловые, ролевые, ситуативные игры, включение учащихся в реализацию социальных проектов); особое значение имеют педагогические  приемы и методики в подготовке к единому государственному экзамену. 
Как показывает практика, влияние ЕГЭ на процесс преподавания предмета в школе очень велико. Это проявляется, в частности, во все большем отказе от  методики преподнесения готовых знаний и проверки их воспроизведения, в использовании проблемно-поисковых форм приобретения знаний, развитии практических умений учащихся, опоре на опыт их социальных отношений.Разнообразие типов, разновидностей и моделей заданий, требований, предъявляемых к экзаменуемым, предполагает, что для написания  ЕГЭ по обществознанию на максимально возможный балл необходимы знания по восьми содержательным линиям курса и комплекс специальных умений для осуществления познавательной деятельности, в том числе сравнение отдельных социальных объектов, решение проблемных задач, анализ и интерпретация оригинальных текстов, выражение и аргументация собственных оценок и суждений. Реализация требований, выдвигаемых ЕГЭ, возможна лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса. Это могут быть как занятия на уроках обществознания, так и дополнительные занятия по предмету по подготовке к ЕГЭ.  В любом случае эти занятия предполагают овладение предметным содержанием, умениями, способами учебной познавательной деятельности (http://www.ege.edu.ru).
Очевидна проблема актуализации обучения школьников способам мыслительной деятельности  по получению и систематизации научной  информации о человеке  и обществе, общественном и индивидуальном сознании, потребностях и интересах современного человека,  проявлениях  его индивидуальных и личностных качеств. Необходимо более широко привлекать примеры (факты, сведения), конкретизирующие особенности научного мышления, научной деятельности ученых в области гуманитарных, естественных и технических наук, использовать внутрипредметные и межпредметные связи. Важно также организовывать систематическую работу с фрагментами текстов, содержащих научную информацию, обращать более пристальное внимание на отработку умений находить, интерпретировать, комментировать информацию, полученную из текста. Важно продолжить введение в практику преподавания тематических составляющих курса, представленных в стандартах 2004 года и включаемых в УМК, издаваемые в последние годы. Подробная информация о современных УМК с аннотациями и справочным материалом изложена в Интернет-справочнике fp.edu.ru. Сайт с примерными программами: www.mon gov.ru.Обращаем особое внимание учителей – предметников на эффективное использование учебного и учебно-наглядного оборудования, приобретенного в рамках ПНПО и по краевым целевым программам. В связи с этим обязательно внесение в календарно-тематическое планирование дополнительной графы «Использование учебного, учебно-наглядного оборудования» с целью эффективного  использования  оборудования  на  конкретном уроке.Иными словами, методы и средства обучения не подлежат стандартизации – это поле творчества учителя. Учитель сам определяет последовательность изучения тех или иных содержательных вопросов, включенных в обязательный минимум, знания могут быть представлены в различных сочетаниях и подчинены иной логике. При этом учитель может менять последовательность раскрытия тех или иных единиц знаний при условии, что его собственный вариант имеет достаточные научные и педагогические обоснования. В этом случае будут сформированы в процессе обучения компетентности, причем сформированность зависит не только от образовательного процесса, но и от всего уклада школьной жизни. Ключевые компетентности, которыми должен обладать выпускник, включают три базовых составляющих:- компетентности, направленные на самореализацию (личностные компетенции);- социальные компетентности;- компетентности в определенных сферах деятельности, а именно это и является требованием к уровню подготовки выпускников по обществознанию. 
Литература, используемая для подготовки к ЕГЭ
ЕГЭ.
Обществознание. Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая, Е.С. Королькова. — М.: издательство «Экзамен». — 159, (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»);ЕГЭ. Обществознание. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие / А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт. — М.: издательство «Экзамен». — 95, [1] с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»);Тематическая рабочая тетрадь по обществознанию: задания уровня А, В, С / А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт. — М.: издательство «Экзамен». — 117,  (Серия «ЕГЭ. Тематическая рабочая тетрадь»);Обществознание. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену / А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт. — М.: издательство «Экзамен». — 158, [2] с. (Серия «ЕГЭ. Сборник заданий»);cd-rom ЕГЭ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ИНТЕРАКТИВНЫЙ КУРС ПОДГОТОВКИ;ГИА. Обществознание. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, О.А. Котова. — М.: издательство «Экзамен». — 141, (Серия «ГИА. 9 кл. Типовые тестовые задания»);ГИА. Обществознание. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). 9 класс. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий / Е.Н. Калачёва. — М.: издательство «Экзамен». — 93, (Серия «ГИА. 9 кл. Практикум»). 
Рекомендации подготовлены  методистом кафедры обществоведческих дисциплин ККИДППО Н.Ю. Голиковой.Контактный телефон – 8 (861) 232-48-92.
 



GERASIMOVA.UCOZ.RU

Каталог статей - Библиотека учителя - Методическая работа - Методические рекомендации по обществознанию в 2009-10 уч.году

Материал № 247


Нравится

Похожие материалы

Категория: Методическая работа | Добавил: ANG (20.10.09)
Просмотров: 4600 | Теги: год, методические, 2010, обществознание, 2009, рекомендации | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

ПРАЗДНИКИ

              Новый год
              Рождество
              День св. Валентина
              23 февраля
              8 марта
              Пасха
              Масленица
              1 апреля
              9 мая
              вечер старшеклассников
              Последний звонок
              Выпускной вечер
              1 сентября
              Школа
              День учителя
              День рождения
              Детский праздник
              Юбилей
              КВН
              Студенты
              Свадьба
              Православные
              Разные

Опрос


Набираем модераторов на форум. Заявки и идеи на Email

По результатам голосования

ФОРУМУ БЫТЬ!!!

30.01.11
Примите активное участие на форуме !!!


Анекдоты



***
Учитель говорит школьнику:
- Завтра пусть придет в школу твой дедушка!
- Вы хотите сказать - отец?
- Нет, дедушка. Я хочу показать ему, какие ошибки делает его сын в твоих домашних заданиях....

***
Идет контрольная по математике. На первой парте сидят два ученика: один отличник, другой двоечник. Учительница заглядывает к ним в тетради:
- Это что такое?! Ребята, почему вы один вариант решаете?
Двоечник поднимает голову:
- А какая разница? Ответы-то все равно разные получаются!


Вопросы

Древние цивилизации
Майя
В столице Чичен-Ице находился естественный жертвенный колодец, куда майя бросали девственниц — жертвы для бога полей и лесов Юмкоша, которому ежегодно была нужна новая жена. Туда же бросали и множество драгоценностей, которые обязательно должны были быть сломанными. Почему?
ОтветЧтобы тоже умерли (иначе не смогли бы соединиться с жертвами и служить им в загробном мире).

Древние цивилизации
Дравиды и арии
Согласно некоторым индийским источникам, объяснения которых приняты наукой, слово «ариец», или «арий», означает «земледелец», а дословно — «пахарь». В записях Ригведы (собрание религиозных гимнов, 10 в. до н. э.) имеется слово «ар», означающее землю, почву. Как считают эти источники, от него произошли и русские слова «арать» — пахать, «арало» — плуг, «орать» — громко кричать, петь. Есть там и слово «кришти». Какое русское слово, согласно этим источникам, произошло от него?
ОтветКрестьянин (это слово встречается в славянских источниках задолго до принятия христианства нашими предками).


Загадки

Загадки
Школа
На ноге стоит одной, крутит-вертит головой. нам показывает страны, реки, горы, океаны.
ОтветГлобус.

Загадки
Школа
Белый зайчик прыгает по черному полю.
ОтветМел.

Поздравляем с днём рождения:

 
 


 
 
 
 
GERASIMOVA.UCOZ.RU »