Методические рекомендациидля ОУ Краснодарского края о преподаваниииностранных языков в 2009 – 2010 учебном году
Преподавание иностранных языков в 2009 – 2010 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).
2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312)
.3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2009 – 2010 учебный год».
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 №2783).
5. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 24.07.2009 г № 2320 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края на 2009 – 2010 учебный год».
6.Примерная программа основного общего образования по иностранному языку. Примерная программа среднего (полного) общего образования по иностранному языку (базовый уровень). Примерная программа среднего (полного) общего образования по иностранному языку (профильный уровень).
Федеральный перечень учебников на 2009 – 2010 учебный год размещен на сайте http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_08/m379.html).
В связи с модернизацией структуры и содержания общего образования, вызванной социально-политическими и экономическими преобразованиями в жизни нашего общества, изменился и статус иностранного языка как школьного предмета. Существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросли их образовательные и самообразовательные функции в школе и вузе, профессиональная значимость на рынке труда, что повлекло за собой изменение мотивации в изучении языков международного общения. Следовательно, основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании иноязычной и коммуникативной компетенций, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное, межличностное и межкультурное общение с носителями языка, что делает необходимым переосмыслить цели и задачи, содержание и технологии обучения иностранным языкам, учитывая при этом уже накопленный отечественный и зарубежный методический опыт.
Содержание обучения иностранным языкам в средней школе направлено на реализацию его основных целей, на развитие у школьников культуры общения в процессе формирования всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции и определяется следующими документами и материалами:
1.Примерные программы по иностранным языкам // Новые государственные стандарты по иностранному языку: II – XI классы / Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ; Астрель, 2004.
2. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык для II – XI классов школ с углубленным изучением иностранных языков. – М.: Просвещение, 2005.
3. Программы для общеобразовательных учреждений. Немецкий язык для общеобразовательных школ с углубленным изучением немецкого языка. – М.: Просвещение, МАРТ, 2004.
4. Программы для общеобразовательных учреждений. Французский язык для I – XI классов школ с углубленным изучением французского языка. – М.: Просвещение, 2001.
5. Авторские программы к завершённым учебно-методическим линиям, имеющим гриф МО РФ: авторская программа к курсу «Enjoy English» (II – IX классы) Биболетова М.З., Трубанёва Н.Н. – Обнинск: изд. «Титул», 2005; авторская программа к курсу «Cambridge English for Schools in Russia» (V – IX классы) О. Виноградова. – М.: Дрофа, 2003; Программы для общеобразовательных учреждений. Немецкий язык, V – IX классы. И.Л. Бим. – М.: Просвещение, 2003; Программы для общеобразовательных учреждений. Немецкий язык. X – XIклассы. Г.И. Воронина – М.: Просвещение, 2005; Программа по немецкому языку. V – IX классы. О.А.Радченко. – М.: Дрофа, 2003; Программа-концепция курса по немецкому языку для общеобразовательных учреждений. О.Ю. Зверлова – М.: Март,2002 и др.
6. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. – МГЛУ, 2003.Примерные программы предлагают условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяют предметное содержание речи, на котором целесообразно проводить обучение.
Указанные программы служат ориентиром для разработки модифицированных (авторизованных) учебных программ и создают условия для творчества учителя.
Рекомендации по составлению модифицированных (авторизованных) программ и календарно-тематического планирования смотрите в методических рекомендациях для ОУ Краснодарского края о преподавании иностранных языков в 2006 – 2007 учебном году.Подробная информация о современных УМК с аннотациями и справочным материалом изложена в Интернет - справочнике fp.edu.ru. Сайт с примерными программами: www.mon gov.ru.При выборе учебников учителям следует придерживаться одной из предметных линий, чтобы обеспечить содержательную и дидактическую преемственность в преподавании иностранного языка.
Завершенными линиями для начального и основного общего образования, обеспечивающими преемственность на этих этапах обучения, считаются УМК, входящие в федеральный перечень учебно-методических и методических изданий и имеющие в своем составе УМК для II – IX, X – XI классов; для работающих по БУП 1998 г. УМК для V – IX, X – XI классов.
Государственная образовательная политика в области обучения иностранным языкам основывается на признании важности развития двуязычия и многоязычия на территории России. В настоящее время соотношение в школе изучаемых иностранных языков резко изменилось в пользу английского языка. В создавшейся ситуации единственным выходом для сохранения в наших школах всех европейских языков является введение второго иностранного языка за счет часов школьного компонента (см.: методические письма Министерства образования РФ № 3181/11-13 от 28.11.2000 г., департамента образования и науки Краснодарского края № 47.02-01-674/07-30 от 20.04.2007 г. «Об изучении редких иностранных языков в системе общего образования»).
Начало изучения второго иностранного языка зависит от вида школы: при раннем изучении первого иностранного языка распространена практика начала изучения второго с V класса, в общеобразовательных школах при изучении иностранного языка с V класса второй обычно вводится с VII класса, хотя есть случаи более позднего введения второго иностранного языка, например, с VIII, X класса при значительном увеличении часов для его изучения (до четырех часов в неделю). Рекомендовано введение второго иностранного языка в классах, ориентированных на дальнейшую предпрофильную и профильную подготовку (филологический профиль).Обучение иностранному языку предполагает три уровня: базовый уровень, расширенное и углубленное изучение иностранного языка.Расширенное изучение иностранного языка может начинаться с V класса при условии увеличения количества часов на изучение первого иностранного языка (за счёт введения из часов школьного компонента курсов Страноведение, Зарубежная литература, Основы делового общения и др.) и использования современных технологий и не предполагает параллельного изучения второго иностранного языка.
Углубленное изучение иностранного языка начинается со II класса по программам для углубленного изучения иностранного языка. В связи с переходом образовательных учреждений на БУП 2004 года обучение иностранному языку начинается со II класса.(См: методические рекомендации о преподавании иностранного языка в начальной школе на 2008–2009 учебный год).Подробная информация о современных УМК с аннотациями и справочным материалом изложена в Интернет-справочнике fp.edu.ru. Сайт с примерными программами: www.mon gov.ru.
Обращаем особое внимание учителей – предметников на эффективное использование учебного и учебно-наглядного оборудования, приобретенного в рамках ПНПО и по краевым целевым программам. В связи с этим обязательно внесение в календарно-тематическое планирование дополнительной графы «Использование учебного и учебно-наглядного иоборудования» с целью эффективного использования оборудования на конкретном уроке.
Рекомендованное кафедрой количество контрольных работ:- начальная школа:II классы – проводится только текущий контроль;III – IV классы – 4 контрольные работы в четверть (контролируется владение учащимися основными видами речевой деятельности: говорением, аудированием, чтением, письмом);– V – IX классы – 4 контрольные работы в четверть (контролируется владение учащимися основными видами речевой деятельности: говорением, аудированием, чтением, письмом), кроме 1 четверти в V классе, при условии начала обучения иностранному языку с пятого класса;– X – XI классы – 4 контрольные работы в полугодие. При условии увеличения количества часов увеличивается и количество контрольных работ (например, контроль говорения: диалогическая и монологическая речь). При планировании контрольных работ необходимо предусмотреть их равномерное распределение в течение всей четверти или полугодия во избежание перегрузок учащихся.
Ведение рабочих тетрадей и словарей
В состав современных УМК по иностранному языку входят глоссарий и рабочие тетради для учащихся с графической основой. При условии использования всех составляющих УМК рекомендовано ведение одной дополнительной тетради в клетку для выполнения упражнений и творческих заданий, которые не вошли в рабочие тетради и представляют интерес для учащихся.
Профильное обучение На старшей ступени общего образования (X – XI классы) создана система профильного обучения, направленная на обеспечение индивидуализации и дифференциации учебного процесса за счёт изменений в его структуре, содержании и организации.Профильным предметом иностранный язык является в филологическом и социально-гуманитарном профилях.Языковая подготовка учащихся не ограничивается курсом иностранного языка профильного уровня. У учащихся будет возможность продолжить изучение иностранного языка или его аспектов, а также использовать его в качестве средства образования и самообразования за счёт элективных курсов, таких как Вводный курс делового письма. X – XI классы Т.О. Догаева. – М.: Дрофа, 2006. Франция, которую я люблю. X – XI классы. О.М. Козаренко. – М.: Дрофа, 2005. Туризм. X – XI классы. Л.В. Кнодель. – М.: Дрофа, 2006 и др. Наряду с элективными курсами, разработанными и рекомендованными Министерством образования и науки РФ, имеются программы, составленные учителями ОУ Краснодарского края, с которыми можно познакомиться на кафедре иностранных языков ККИДППО, а также рекомендуем для использования в работе сборники программ элективных курсов, разработанных педагогами–победителями краевого (заочного) конкурса 2004 – 2005 гг., 2005 – 2006 гг./ Краснодар: Мир Кубани, 2005, 2006.
Работа с одаренными детьми Личностно ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления – в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель. Способные, а тем более одаренные дети быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями. Им недостает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности. Так нельзя ли изыскать возможность и направить эти качества и способности во благо всем: и самому ученику, и учителю, и учебному заведению? В связи с этим учителями должны быть организованы: - работа по подготовке к олимпиадам разного уровня;-работа по подготовке учащихся к научно-практическим конференциям;- функционирование летней языковой школы;- международные культурно-образовательные обмены. В связи с новой формой аттестации учащихся основной школы (ЕГЭ) учителям иностранного языка важно совершенствовать методику преподавания предмета и формы текущего, промежуточного и итогового контроля соответственно предлагаемой форме.
С целью эффективной подготовки к экзамену необходимо обратить внимание на то, что контрольные измерительные материалы по иностранным языкам проверяют не то, что знает экзаменуемый о языке, а насколько реально он владеет иностранным языком. Следует также отметить, что в рамках ЕГЭ проверяются умения в аудировании, чтении, письме и говорении. Наряду с коммуникативными умениями проверяются общеучебные и специальные учебные умения, универсальные способы деятельности, например, умение расширять устную и письменную информацию в соответствии с заданным объемом, пользоваться определенной стратегией чтения / аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать / слушать текст с разной глубиной понимания), выполнять коммуникативную задачу в установленное время, прогнозировать содержание текста по ключевым словам, заголовку и т.д.Подготовка к сдаче ЕГЭ, помимо собственно обучения иностранному языку и развития умений и навыков, должна обязательно включать в себя следующие аспекты:- ознакомление с форматом заданий, в том числе заданий со свободно конструируемым ответом (задания части С);- отработку четкого следования инструкциям к заданию, в том числе развитие умения укладываться в регламент времени, отведенного на выполнение конкретного задания;- ознакомление с критериями оценивания заданий части С (по письму); объяснение предъявляемых требований;- отработку стратегий выполнения тестовых заданий с их последующим анализом и самоанализом.Для качественной подготовки к ЕГЭ рекомендуем использовать пособия, имеющие гриф ФИПП:ЕГЭ. Английский язык. Типовые тестовые задания / С.В. Мичугина, Е.И. Михалева. — М.: издательство «Экзамен». — 64 с. (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»)ЕГЭ. Английский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие/ С.В. Мичугина, Е.И. Михалева. — М.: издательство «Экзамен».— 78 с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»)
Рекомендации подготовлены зав. кафедрой иностранных языков и международной деятельности ККИДППО О.С. Науменко. Контактный телефон – 8 (861) 232-97-23.