Методические рекомендациидля ОУ Краснодарского края о преподаваниимузыки и изобразительного искусствав 2009 – 2010 учебном году
Необходимо более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.Преподавание музыки и изобразительного искусства в 2009 – 2010 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).
2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2009 – 2010 учебный год».
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 № 2783).
5. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 24.07.2009 г. №2320 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края на 2009 – 2010 учебный год».
Федеральный перечень учебников на 2009 – 2010 учебный год размещен на сайте http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_08/m379.html).
«Концепция модернизации российского образования» наполнена новыми социальными требованиями к образовательной системе:«Школа… должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны».Задачи, поставленные перед школьной реформой, прогрессивны, гуманистичны. В Концепции выделены доминанты осуществления модернизации образования.Модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей. Подчеркнута необходимость более полного использования нравственного потенциала «искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности». Наука и искусство, представляя два способа познания жизни, должны находиться и в школьном образовательном процессе в диалогических отношениях, образуя «равенство уникальностей», обеспечивая гармоничное развитие.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивает, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.Изучение искусства на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:- развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;- воспитание и развитие художественного вкуса учащихся, их интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать мир по законам красоты;- освоение знаний о классическом и современном искусстве, ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной культуры;- овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;-формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;-формирование ключевых и предметных компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
СХЕМА ДОМИНАНТНОСТИ ЗАДАЧВ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Формы приобщения к искусству
Задачи |
Школа(100%) |
Дополнительноеобразование(желающие) |
Спецклассы,спецшколы(отобранные) |
Искусство как опытэмоционально-ценностных отношений |
Зона общейхудожест-веннойкультуры |
|
|
Искусство как опыттворчества |
|
Зона свободногопоиска интересов |
|
Искусство как языковой опыт |
|
|
Зона начальнойпрофессионналь-ной культуры |
Для решения сущностной задачи (искусство как культура, как опыт эмоционально-ценностных отношений) общеобразовательная школа должна иметь урок изобразительного искусства. В школе одной из доминантных должна быть первая задача – постижение искусства как способа передачи новым поколениям духовной культуры через пластическую (художественную) культуру. Остальные задачи обеспечивающие.Основой творческой способности человека является развитая фантазия. Развитие этой способности необходимо для любой деятельности – художественной, научной, технической и даже бытовой. В организационном, целенаправленном ее формировании больше всего может помочь художественное творчество.Для решения творческой задачи (искусство как опыт творчества) доминантной является сфера дополнительного образования – кружки, студии и т.д. Ребенок может переходить из кружка в кружок, пробуя все доступные ее виды деятельности.
Здесь самые удобные условия и самая удобная для ребенка форма поиска себя, реализации собственных интересов и увлечений. Здесь зона свободного творческого поиска.Если ребенок выбрал зону пластических искусств, то ему открывается путь пробовать себя в профессионализации – в художественном классе или художественной школе. И здесь начинается доминантная зона для решения языковой задачи.Схема доминантности задач в художественном образовании разъясняет основы, на которых должны строиться занятия в основных формах приобщения ребенка к искусству, целостная система эстетического воспитания и художественного образования.Предметы образовательной области «Искусство» включены в федеральный компонент всех трех вариантов Базисного учебного плана и могут быть дополнительно реализованы во всех остальных его компонентах.
Подробнее остановимся на программно-методическом обеспечении преподавания предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство». Реализация Обязательного минимума образования может осуществляться по следующим программам:1. Программа «Музыка» авторского коллектива (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина), рекомендованная Министерством образования РФ. Она составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского. Эта приоритетная программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Цель программы – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков, сочинений современных композиторов. Включение в программу различных произведений основано на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной и художественной культуры. В настоящее время опубликованы учебники, творческие тетради, хрестоматии, фонохрестоматии, методические пособия для учителя с I по VII класс включительно. Дополнительную информацию педагоги могут получить с помощью ресурса интернет-школа «Просвещение.RU».2. «Музыка» (I – VIII кл.) разработана под руководством и редакцией Д.Б. Кабалевского. – М.: Просвещение (3-е издание), 2006 г. Эта приоритетная программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Цель программы – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования. 3. Программа «Музыка» для I – IV, V – VIII кл. (авт. коллектив В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак) разработана на основе обязательного минимума содержания начального общего образования и основной школы. Она во многом учитывает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Преимущественной содержательной и концептуальной основой стали главные положения программы, созданной под научным руководством Д. Кабалевского. Цель предмета «Музыка» в школе автор видит в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение их к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Широкий интегративный контекст программы придает больший объем в восприятии и усвоении его содержания. 4. Программа "Музыкальное искусство" (авторский коллектив В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр) допущена Министерством образования РФ. Это программа, направленная на формирование у ребенка эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни, на воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта – человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку. При выборе программ по музыке или интегрировании курсов необходимо ориентироваться на требования к обязательному минимуму содержания образования и уровню подготовки выпускника основной школы (приказ Министерства образования №5605 30.06.1999 г. «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) образования»).
Согласно базисному учебному плану на преподавание предмета «Музыка» в основной и средней школе отводится один час в неделю (БУП 2004 с I кл. по VIII кл. – 1 час в неделю): Сборник нормативных документов. Искусство. Федеральный компонент государственного стандарта.