Вторник, 03.12.24, 21:22
Приветствую Вас Гость | RSS

ГЛАВНАЯ  ГОСТЕВАЯ  САЙТЫ  ФОРУМ  СВЯЗЬ  СТАТЬИ  ДЕТЯМ  ВИДЕО  ОНЛАЙН ИГРЫ  ФОТО  ТЕСТЫ  FAQ
Форма входа
Меню сайта
     Детский сад
     Детский портал
     Учительский портал
     Библиотека учителя
     Родительское собрание
     Классный час
     Учителю
     Программы
     Афоризмы и цитаты
     Игры и конкурсы
     Поздравления
     Сценарии
     Викторины
     Пословицы
     Потешки
     Загадки
     Сказки
     Басни
     Стихи
     Песни
     Песни - переделки
     Факты, истории
     Тосты
     ГДЗ
     Города России
     Пришкольный лагерь
     Сочинения 9 класс
     Сочинения 10 класс
     Театральная читка
     Детские раскраски
     Детские книги WinRAR
     Детские песенки mp3
     Аудио-сказки mp3
     Аудио-басни mp3
     Игры-скачать, онлайн
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0


сценариев: 1647
материалов: 3024
ПРИНТЕР
Главная » Статьи » Библиотека учителя » Методическая работа

Школа [3] Пришкольный лагерь [13] Учитель года 2010 [6]
Молодому учителю [11] Учителям о детях [6] Готовим праздник [61]
Классный час [64] Классному руководителю [22] Родительские собрания [25]
Методическая работа [16] Документы [7] Уроки английского [39]
Ссылки "English" [12] Символика Краснодарского края [3] ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ [3]

Методические рекомендации по преподаванию литературы в 2009-10 уч.году


Источник:

Цвет фона: Шрифт:

Материал № 239

Методические рекомендации по преподаванию литературы в 2009-10 уч.году

 

Методические рекомендациидля ОУ Краснодарского края о преподавании литературы в 2009 – 2010 учебном году 
Преподавание литературы в 2009 – 2010 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 05.03.2004 г. № 1089).
2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2009 – 2010 учебный год». 
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002  № 2783).  
5. Приказ департамента образования и науки Краснодар-ского края от  24.07.2009 г. №232 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений  Краснодарского края  на 2009 – 2010 учебный год». 
  6. Примерная программа основного общего образования по литературе.  Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень). Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе  (профильный уровень).

Федеральный перечень учебников на 2009 – 2010 учебный год размещен на сайте http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_08/m379.html).

 Преподавание литературы в ОУ, реализующих БУП –1998 г., по согласованию с департаментом образования и науки остается традиционным /см.: Методические рекомендации для ОУ Краснодарского края о преподавании литературы в 2008 – 2009 учебном году/.В школах края, где одновременно действуют БУП – 1998 г. в среднем звене  и БУП – 2004 в старших классах, следует  обратить внимание на то, что по БУПу – 2004 года количество часов в неделю по литературе с V по VIII класс составляет 2 часа, в IX классе – 3 часа, в старших классах (X, XI)  в зависимости от уровня (базовый, профильный) – минимум 3 часа.
Основной акцент предлагаемых методических рекомендаций сделан на преподавание литературы в ОУ, реализующих БУП – 2004 г., разработанный в соответствии с государственным стандартом.Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.При составлении календарно-тематического планирования следует учитывать и то, что перечень художественных произведений в старших классах (X – XI) представлен в двух форматах: прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников; курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.Этот факт позволяет распределять годовое количество часов на изучение того или иного  художественного произведения по программе. Примерные программы являются  ориентиром для составления авторских учебных программ и  учебников и могут использоваться учителем при тематическом планировании курса. Примерные программы определяют инвариантную (обязательную) часть учебного курса, тем самым содействуя сохранению единого образовательного пространства и предоставляя широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.В примерных программах определены цели и задачи  обучения литературе по трем этапам основного общего образования (V – VI классы, VII – VIII классы, IX класс), куда включены и теоретико - литературные понятия.В Федеральном базисном учебном плане для ОУ РФ в V–  IX классах отведено 385 часов для обязательного изучения предмета "Литература", т.е. по 70 часов в каждом классе (из расчета двух учебных часов в неделю). При этом 319 учебных часов рассчитаны на выполнение обязательной программы, а 66 учебных часов (или 17%) составляют резерв для реализации авторских подходов к преподаванию литературы.Обязательным при составлении календарно-тематического плана является выделение часов на развитие речи:в V и VI классах за учебный год учащиеся должны написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных),в VII и VIII классах – не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных), в IX классе – не менее 7 сочинений (из них 6 аудиторных).Для обязательного изучения учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования (X – XI классы) в федеральном  базисном плане отводится 210 часов (по 105 часов в каждом классе, из расчета трех учебных часов в неделю).В примерной программе для X – XI классов расписано 180 учебных часов, а резерв учебного времени  составляет 30 часов (14%) для реализации авторских подходов к преподаванию литературы в старших классах.По примерной программе среднего (полного) общего образования по литературе  рекомендовано на уроки развития речи  в X – XI классах отвести  по 7 часов (из них по 6 аудиторных), причем  виды уроков развития речи должны быть разнообразными: сочинение, изложение с творческим элементом, лабораторная исследовательская работа, развернутый ответ на проблемный вопрос и др. Следует обратить внимание на то, что по  государственным стандартам литературного образования (2004г.) изучение романа "Евгений Онегин" А.С. Пушкина, романа "Герой нашего времени " М.Ю. Лермонтова, поэмы "Мертвые души" Н.В. Гоголя перенесено в IX класс.В 2009 – 2010 учебном году литературное образование в основной и средней (полной) школе осуществляется по программам и учебно - методическим комплектам (УМК) следующих авторских коллективовУМК под ред. В.Я. КоровинойУМК под ред. Т.Ф. КурдюмовойУМК под ред. Р.Н. Бунеева,  Е.В.БунеевойУМК под ред. Г.И. БеленькогоУМК под ред. М.Б. Ладыгина (для классов углубленного изучения литературы)УМК под ред. Г.С. Меркина (для V – IX классов)УМК под ред. С.А. Зинина (для IX – X классов)УМК под ред.Б.А. ЛанинаУМК под ред. Г.В. МосквинаУМК под ред. А.Г.Кутузова. Федеральный перечень учебников по литературе, рекомендованный Минобразования России к использованию в ОУ на 2009 – 2010 учебный год, опубликован в «Вестнике  образования России» №4 за 2008 г. (спецвыпуск).В связи с включением литературы в число предметов, сдающихся в формате ЕГЭ по выбору, рекомендуем учителям выбирать для литературного образования учащихся УМК под ред. Г.С. Меркина (для V – IX  классов) и УМК под ред. С.А.Зинина (для X – XI классов), так как концепции программ этих авторов позволяют организовать обучение соответственно требованиям КИМов по литературе.В настоящее время издательства выпускают медиаверсии учебников и учебных пособий с презентациями, познакомившись с которыми учитель может определиться с выбором УМК на будущий учебный год. Информируем, что в целях повышения качества организации обучения в ОУ края  разработаны рекомендации ГАС и ККИДППО по составлению и оформлению  модифицированных (авторизованных) программ и календарно-тематического планирования (см.: письмо департамента образования и науки Краснодарского края, адресованное руководителям муниципальных органов управления образованием, от 26.12.2005 г. № 01.12/752).
Подробная информация о современных УМК, с аннотациями и справочным материалом, изложена в Интернет-справочнике fp.edu.ru. Сайт с примерными программами: www.mon gov.ru.Обращаем особое внимание учителей – предметников на эффективное использование учебного, учебно – наглядного и лабораторного оборудования, приобретенного в рамках ПНПО и по краевым целевым программам. В связи с этим обязательно внесение в календарно-тематическое планирование дополнительной графы «Использование учебного, учебно – наглядного и лабораторного оборудования» с целью эффективного  использования  оборудования  на  конкретном уроке.
 Профильное обучение В связи с переходом большого количества ОУ края на эксперимент по введению предпрофильного и профильного обучения обращаем внимание учителей на то, что издательство "Дрофа" приступило к выпуску учебных пособий по элективным курсам, без которых преподавание такого рода курсов практически невозможно.Так, вышли учебные пособия "Современный отечественный литературный процесс" (XI кл. Элективный  курс), автор Т.Г. Кучина; "Основы поэтики. Теория и практика анализа  художественного текста" (X – XI кл. Элективные курсы), автор Е.А. Зинина; в 2007 г. – "Слово. Образ. Смысл. Филологический анализ литературного произведения" (X – XI кл. Элективные курсы), авторы  Чертов В.Ф., Виноградова Е.М. и др.В Федеральном перечне учебников в разделе «Основное (полное) общее образование. Литература» составители обозначили уровень (базовый, профильный) преподавания литературы по каждому из перечисленных учебников, что является важным моментом в выборе учителем УМК для преподавания в старших классах. 
Региональный компонент содержания образования по литературе (РКСО) Поскольку в школах края "Кубановедение" является  самостоятельным школьным предметом, учителю литературы при составлении календарно-тематического плана следует помнить, что в процессе литературного образования на реализацию регионального компонента содержания образования по литературе, включенного в федеральный базисный план, следует отвести 10–15 % учебного времени (из числа резервного). 
О преподавании литературыс учетом подготовки учащихсяк государственной (итоговой) аттестациив форме ЕГЭ 
Кафедра рекомендует учителям края изучить результаты участия в итоговой аттестации по литературе по форме и материалам ЕГЭ. Каждый год ФИПИ публикует методические письма "Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании литературы в средней школе" (сайт ФИПИ http: //www. fipi.ru).В 2008 году в подобном методическом письме авторы особое внимание учителей литературы обращали  на то, что "решению задачи формирования умения создавать логически связное речевое высказывание" необходимо обучать школьников с V класса.Авторы методического письма определяют основные задачи учителя литературы:- обучать овладению приемами анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого;- обучать умению сопоставлять художественные произведения, находить аналогии в творчестве разных писателей;- выявлять историко-культурный контекст, в котором создавалось художественное произведение;- систематически включать в процесс обучения письменные задания небольшого объёма, требующие ответа на проблемный вопрос;- обучать умению анализировать готовые (опубликованные или ученические) сочинения с точки зрения их сильных и слабых сторон (сравнение двух сочинений на одну тему, создание вступления, дописывание заключения, «выравнивание» логики, моделирование перехода от одной мысли к другой и т.п.).Решение этих задач, стоящих перед учителем литературы, поможет сформировать у учащихся основные учебные умения, соответствующие ряду важнейших предметных компетенций: читательских, литературоведческих и речевых.Учитывая,  что в Краснодарском крае среди выпускников есть учащиеся, слабо владеющие русским языком как неродным, следует помнить, что на основании письма  ДОН Краснодарского края от 02.04.07 г. № 47.02-01-515/07-30 учащихся этой категории необходимо готовить к обязательному государственному экзамену по литературе за курс средней (полной) общеобразовательной школы по указанным в названном письме формам (пересказ прочитанного и изученного художественного произведения или фрагмента из него; характеристика героя произведения, развернутый ответ на вопрос о героях произведения или на свободную тему; отзыв на прочитанную книгу).ЕГЭ. Литература. Типовые тестовые задания / Е.Л. Ерохина. — М.: издательство «Экзамен». — 54, (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»);ЕГЭ. Литература. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие / Е.Л. Ерохина. — М.: издательство «Экзамен». — 71, (Серия «ЕГЭ. Практикум»);Литература. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / О.А. Кузанова. — М.: издательство «Экзамен». — 63, [1] с. (Серия «ГИА. Типовые тестовые задания»). 
Рекомендации подготовлены  старшим преподавателем кафедры гуманитарного и эстетического образования ККИДППО Е.И. Рыбась и зав. кафедрой гуманитарного и эстетического образования ККИДППО, к.ф.н. Р.М. Гриценко.Контактный телефон – 8 (861) 232-97-23. 
 



GERASIMOVA.UCOZ.RU

Каталог статей - Библиотека учителя - Методическая работа - Методические рекомендации по преподаванию литературы в 2009-10 уч.году

Материал № 239


Нравится

Похожие материалы

Категория: Методическая работа | Добавил: ANG (20.10.09) W
Просмотров: 2874 | Теги: год, 2010, ММетодические, класс, литература, 2009, рекомендации | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

ПРАЗДНИКИ

              Новый год
              Рождество
              День св. Валентина
              23 февраля
              8 марта
              Пасха
              Масленица
              1 апреля
              9 мая
              вечер старшеклассников
              Последний звонок
              Выпускной вечер
              1 сентября
              Школа
              День учителя
              День рождения
              Детский праздник
              Юбилей
              КВН
              Студенты
              Свадьба
              Православные
              Разные

Опрос


Набираем модераторов на форум. Заявки и идеи на Email

По результатам голосования

ФОРУМУ БЫТЬ!!!

30.01.11
Примите активное участие на форуме !!!


Анекдоты



***
На урок зоологии учительница принесла арбуз. - Что это такое, дети? - Это же арбуз, Марь Иванна! - выкрикивает Вовочка. - Нет, это мичуринское яблоко, - с ехидной улыбкой произносит учительница. На следующей день учительница приносит дыню. - Дети! Что это? - Дыня. - Неправильно! Это мичуринская слива. На третий день Вовочка приносит полный портфель раков и, высыпав их на стол учительнице, спрашивает: - Марь Иванна, а это что такое? - Как что? Конечно же, раки! - Нет, Марь Иванна, неправильно! Это мичуринские ТАРАКАНЫ!

***
Приходит сын из школы и говорит своим родителям:
- Не знаю, чем вы так понравились нашей учительнице, но она опять хочет вас видеть… ...


Вопросы

Древние цивилизации
Этруски
Этруски — одно из самых загадочных племен. Вытеснив с Апеннинского полуострова пеласгов, бежавших, в свою очередь, от дорийцев с Пелопоннеса, они пришли в Рим и правили там 150 лет. Италики — другие племена Апеннин — многому научились у этрусков. Например, тому, что мир есть круг, разделенный на 4 части двумя пересекающимися под прямым углом прямыми дорогами, и каждому положено находиться в своей части. Каким образом римляне демонстрировали, что хорошо усвоили этот урок?
ОтветВсе их города были построены по такому же принципу.

Древние цивилизации
Финикия
Когда-то финикийцы посещали Канарские острова, на которых растет лишайник орсель. Какое производство основал там мавританский царь Юба II на заброшенных постройках финикийцев?
ОтветПурпурокрасильню (красную краску добывали не только из раковин).


Загадки

Загадки
Школа
Разноцветные сестрицы заскучали без водицы. дядя, длинный и худой, носит воду бородой. и сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.
ОтветКраски и кисть.

Загадки
Школа
Прилетели галки в поле и уселись на снегу... стану я учиться в школе — разобраться в них смогу.
ОтветБуквы.

Поздравляем с днём рождения:

 
 


 
 
 
 
GERASIMOVA.UCOZ.RU »