Материал № 41
Биография трамвая
В воскресенье, 10 декабря 1900 года, несмотря на холодный день, улица Красная была полна народа. Екатеринодарцы волновались, выбегали на мостовую, чтобы увидеть чудо – движущийся но рельсам вагон, набитый улыбающимися людьми. "Чим вона, бисова душа, совается?” спрашивали удивленные горожане. Детвора бежала следом и кричала "ура”. Ну как было не позавидовать счастливцам – первым пассажирам только что пущенного электрического трамвая?..
"Кубанские областные, ведомости” сообщали: "Трамвай пришелся по душе екатеринодарцам... Чуть ли не все городские население перепробовало удовольствие езды, катаясь взад и вперед по нескольку раз по его путям”.
Городская управа еще в 1887 году ставила вопрос о конно-железной дороге в Екатеринодаре. Десять лет спустя нашелся выгодный концессионер – Генеральная компания тяги в Париже (ее называли коротко – "бельгийцы”), с которой и был заключен договор. Компания обязалась устроить "на свой счет и риск сеть городских электрических дорог с подвижным составом и всеми принадлежностями к ним”.
Стоимость строительства трамвая была огромная — 400 тысяч рублей, что, понятно, городу было не по карману. Через сорок лет эксплуатации трамвай, парк, постройки должны были перейти в городскую собственность, а до того город довольствовался тремя процентами от годовой прибыли "бельгийцев”''.
В январе 1907 года газета "Новая заря” писала, что "кондуктора и вагоновожатые в течение десяти часов разъезжают в холодных сапогах”. Трудные условия работы, низкое жалование привели 3 июля 1914 года к забастовке: все 200 рабочих, выставив ряд справедливых экономических требований, отказались работать. "Трамвайная администрация, – сообщали "Кубанские областные ведомости”, – решила заменить весь штат служащих новым составом”. Но не тут-то было: хорошо организованный рабочий класс Екатеринодара заставил "бельгийцев” покориться его воле – пойти на уступки и выполнить все требования, выставленные трамвайщиками! 8 июля забастовка прекратилась. Газета отмечала: "На работу стали все старые служащие”.
В 1920 году договор с "бельгийцами” был аннулирован, и трамвай навсегда перешел в собственность народа...
Помню послевоенный трамвай. Вагонов было мало. И по утрам, в часы пик, они все были облеплены: как гроздья, люди висели и на подножках, и на буферах, и на боковых стенках, а иные смельчаки даже взбирались на крышу, под дугу.
В 1949 году трамвайные линии с улицы Красной были перенесены.
Трамвай был и остается привычным видом транспорта краснодарцсв. Войдешь в цельнометаллический вагон, встанешь у окна и. пока едешь на работу или в гости, передумаешь все свои думы, наглядишься но сторонам на хорошеющий город – на подымающиеся, как грибы, многоэтажки, на деревья, которые за годы жизни моей разрослись, ушли кронами в небо, послушаешь, о чем говорят люди, что их тревожит или радует.