Материал № 37
"Дерзость архитектуры"
Черноморцы и на кубанской земле остались верны своим стародавним обычаям, нравам и привычкам. Как в незабвенной Запорожской Сечи, в 1775 году уничтоженной царскими войсками, они и в Карасунском Куте, в центре облюбованной ими площади, поставили свою походную Свято-Троицкую церковь из парусины, с иконостасом, писанным на холсте, прочно покрыли ее деревянным чехлом и в придачу камышом, чтобы защитить от летних проливных и весенних дождей, от январских лютых ветров и бурь. А по четырем сторонам площади построили из бревен и заготовленного впрок камыша 40 куреней для одиноких сечевиков, видевших свое призвание только в одном -- в ратном деле Казаки уже твердо решили обосноваться на кубанских берегах. Они стали мечтать и о постройке храма, глядя на который, "душа радовалась”. Правительство жертвует три тысячи рублей и дорогую церковную утварь. А уж не построить ли храм каменный, благолепный, рассчитанный на тысячелетие? Нет, силенок не хватит! Остановились на деревянном...
В городе Херсоне, на литейном заводе купца Струговщикова, уже отливались из шестнадцати старых турецких медных пушек и одной мортиры' девять колоколов для будущего храма. Самый большой, весом 440 пудов, самый маленький – 21 фунт. В 1795 голу их доставили в Тамань, а оттуда на дубах (лодках) – по реке в Ека-теринодар, затем на деревянных катках они были приволочены казаками в крепость. Большой певучий звон, когда его только отлили, как известно, слушал и хвалил сам Александр Васильевич Суворов...
А постройка храма шла медленно. Только в апреле 1799 года на Волге, в местечке Дубовка, совершена была для него закупка трех тысяч "сосновых брусов леса”, который и был доставлен гужом к пристани донской станицы Качалинской, а оттуда с большими хлопотами и издержками – в град Екатеринодар.
8 октября того же года черноморское правительство заключтло с казаками Войска Донского Федором Гусельщиковым и Степаном
Николаевым контракт о строительстве собора и колокольни. "Выстрой-ка сей церкви, - говорилось в договоре, — должна быть крестообразной, мерою с алтарем, в длину и в вышину 50 аршин, и колокольня в длину и ширину 18, а в вышину, как пропорция по архитектуре требует”. Храм должен быть построен "самою искуснейшею топорною, пиляною и струганою прочною работаю” и окончен ровно через год. Рабочих людей, по завершению храма, черноморцы обязывались на своих подводах отвезти в Кущевку. Строители запросили за свой труд 10 тысяч рублей. Ударили по рукам. "Сей заключенный контракт во всей его вышеописанной силе держать... свято и неплрушимо”, – значилось в документе.
Донские казаки честно взялись за дело. За работами наблюдал главный мастер ростовский мещанин Толстоухов, в дальнейшем он получил за свою старательность от войскового начальства похвальный аттестат, и есаул Черноморского войска Моренко, весьма искусный в строительном деле человек.
Из-за всяческих неувязок и нехватки материалов строительство затянулось. Только два года спустя собор Воскресения Господня, сверкая железной кровлей и крестами, вознесся над кубанской землей, | поражая взор своим величием и красотой. 5 октября 180,2 года он был | с большим торжеством освящен...
Но еще несколько лет продолжались работы по сооружению иконостаса. Сотник Планкевич купил в Москве все необходимые для этого материалы, а умельцев-мастеров нашел среди кубанцев. Студент Емельян Иванчин начертил оригинальный план иконостаса, крепостной дворовый человек Иван Слезнев нарезал тончайшие художественные узоры на дереве, купеческий сын Федор Федоров грунтовал доски, а расписывал их Московского живописного цеха художник Никифор Чеусов. Работа получилась великолепная! Но самые драгоценные церковные украшения составили предметы старинные, принадлежавшие когда-то казацким Свято-Троицкой церкви и Межигорскому монастырю, при разрушении Запорожской Сечи конфискованные, а в 1798 - 1804 годах вновь возвращенные черноморцам, их законным владельцам...
Более 70 лет красовался под кубанским небом Воскресенский шестиглавый собор, построенный народными умельцами, привлекая внимание своей монументальностью, гармоничностью форм, покамест, за ветхостью, не был разобран в 1879 году. Екатеринодарцы-миряне со слезами на глазах глядели на почерневшие деревянные обломки некогда великолепного святого храма, лежавшего теперь возле их ног, храма, которым гордились и который получил у знатоков строительного искусства высшую оценку, называвших его "дерзостью архитектуры”.