"Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это результат воспитания".
(Сюнь-цзы)
"Я намерен сегодня говорить о табаке как о прихоти и несчастии человека."
(И.М. Догель)
В ходе собрания родители смогут:
- осознать ответственность за формирование у детей способности противостоять отрицательному влиянию социального окружения;
- сформулировать главные принципы поддержки детей в борьбе с табакокурением;
- выработать рекомендации семейной профилактики табакокурения подростков.
Вопросы, обсуждаемые на собрании:
- Что значит быть "ответственными родителями"?
- Какова роль родителей в формировании у детей ответственности за свое здоровье?
- На каких принципах должна строиться система поддержки детей в борьбе с табакокурением?
- Как родители могут помочь ребенку в противостоянии коварному соблазну?
- Структура собрания представлена в табл. 1.
Таблица 1
Этап и его содержание |
Формы и методы работы |
Продолжительность, мин |
Ожидаемые результаты |
1. Мотивация к работе |
Игра "Кто больше?"
Статистическая информация о табакокурении |
3 |
Родители определяют вместе с педагогом цели и задачи собрания |
2. Работа с понятиями |
Работа в группах |
7 |
Осмысление родителями понятий "курение активное и пассивное", "соблазн", "ответственность", "выбор", "помощь" |
3. Обсуждение основной проблемы |
Работа в группах. Упражнение-активатор. Ролевые игры:
- "Ситуации";
- «Сумей сказать "нет"»
|
35 |
Родители:
- анализируют предложенные ситуации, представляют вариант их завершения в виде сценки;
- самостоятельно делают выводы об основных целях воспитания, о формировании у детей ответственности за свою жизнь и здоровье;
- вырабатывают принципы поддержки и определяют конструктивные шаги в профилактике табакокурения среди подростков
|
4. Подведение итогов |
Рефлексия: "Закончи фразу" |
5 |
Родители самостоятельно формулируют выводы о результативности занятия, выполняют домашнюю работу (заполняют анкету) |
Ход собрания
1-й этап. Мотивация родителей к работе.
В начале собрания педагог проводит игру "Кто больше?". Суть игры – назвать как можно больше марок известных сигарет. Побеждает тот, кто меньше всего назвал марок сигарет или не знает их совсем. Это значит, что человек не курит, и проблема курения в его семье стоит не так остро.
О том, что тема разговора актуальна, свидетельствуют результаты опроса учащихся и официальная статистика:
- более 80% курящих приобрели эту привычку в возрасте до 18 лет;
- по данным Всемирной организации здравоохранения, 80% регулярно курящих детей продолжают курить, став взрослыми;
- если подросток выкурил хотя бы две сигареты, то в 70% случаев он будет курить всю жизнь;
- согласно опросам медиков и социологов к 12 годам сигареты пробовали 30% россиян, к 14 годам – 55%, а к 15 – уже 65%. Каждый 10-й курильщик в 15 лет уже страдает никотиновой зависимостью.
Учитель может привести также данные, полученные на основе анкетирования учащихся своего класса, школы.
Анкета для учащихся
1. Как ты учишься?
- Отлично.
- Хорошо.
- Средне (удовлетворительно).
- Неудовлетворительно.
2. Курят ли твои родители, родные?
Отец:
Мать:
Брат:
Сестра:
Дедушка:
Бабушка:
3. Куришь ли ты?
- Да.
- Нет.
- Изредка.
- В школе.
- В компании.
4. Почему, по-твоему, чаще всего начинают курить подростки?
- От нечего делать.
- За компанию.
- Хочется быть взрослым.
- Любопытно, баловство.
- Модно.
- Успокаивает, поднимает настроение.
- По примеру близких.
5. В некоторых семьях курят родители. Как ты к этому относишься?
- Хорошо.
- Плохо.
- Мне все равно.
6. Хорошо ли курить?
Если в западноевропейских странах здоровый образ жизни является нормой – это модно и престижно, то в России проблема детского курения достигла критической точки. Подростковое курение стремительно молодеет. Таким образом, из всего вышеизложенного очевидно, что с наступлением подросткового возраста риск начала курения резко возрастает. Кроме того, если в младшем школьном возрасте свыше 95% учеников отрицательно относятся к курению вообще, то в подростковой среде картина резко меняется: курение становится привлекательным, влияние взрослых снижается, и все большую значимость приобретают мнение и пример сверстников.
Поэтому сегодня пойдет речь не только о вреде курения, но и о том, как родители могут помочь своему ребенку в борьбе с этим коварным соблазном.
2-й этап. Работа с понятиями.
Для достаточно глубокого осознания темы разговора разберемся в ключевых понятиях, которыми будем оперировать:
- "курение активное";
- "курение пассивное";
- "ответственность";
- "соблазн";
- "выбор";
- "помощь".
Родители делятся на 3 группы, каждая из которых получает карточку с заданием, представленным в табл. 2, и выполняет его.
Таблица 2
Задания для групп |
Ожидаемый результат |
Группа 1. Сформулируйте определения понятий "активное курение" и "пассивное курение", заполнив пропуски подходящими по смыслу словами, приведенными в скобках.
Активное курение – это вредная привычка, связанная с … табачного … и способствующая развитию различных … легких, сердца, сосудов, желудка.
(Заболевание, дым, вдыхание.)
Пассивное курение – это пребывание человека в накуренном … или рядом с … и … табачного дыма помимо его …
(Воля, курящий, вдыхание, помещение.) |
Активное курение – это вредная привычка, связанная с вдыханием табачного дыма и способствующая развитию различных заболеваний легких, сердца, сосудов, желудка.
Пассивное курение – это пребывание человека в накуренном помещении или рядом с курящим и вдыхание табачного дыма помимо его воли |
Группа 2. Сформулируйте определения понятий "ответственность " и "соблазн", заполнив пропуски подходящими по смыслу словами, приведенными в скобках.
Ответственность – необходимость, … давать … о своих действиях, поступках, … за их последствия.
(Отчет, обязанность, отвечать.)
Соблазн – влечение, искушение, вызывающее желание у … что-нибудь … самому, испытать новые… (Человек, сделать, ощущение.) |
Ответственность – необходимость, обязанность давать отчет о своих действиях, поступках, отвечать за их последствия.
Соблазн – влечение, искушение, вызывающее желание у человека что-нибудь сделать самому, испытать новые ощущения |
Группа 3. Сформулируйте определения понятий "выбор" и "помощь", заполнив пропуски подходящими по смыслу словами, приведенными в скобках.
Выбор – это предпочтение кого-либо или чего-либо, система …, образующая психологическую … предпочтительности. (Мотивы, основа.)
Помощь – поддержка, содействие в чем-либо, в какой-нибудь …, дающей желаемый …, избавляющий от …, … (Деятельность, результат, трудности, проблемы.) |
Выбор – это предпочтение кого-либо или чего-либо, система мотивов, образующая психологическую основу предпочтительности.
Помощь – поддержка, содействие в чем либо, в какой-нибудь деятельности, дающей желаемый результат, избавляющий от трудностей, проблем |
3-й этап. Обсуждение основной проблемы.
Разобравшись в смысле понятий, родители переходят к работе над проблемой. Педагог предлагает рассмотреть основную и высшую цель воспитания как передачу ребенку ответственности за собственную жизнь. В ходе обсуждения родители должны прийти к мысли о том, что:
- самая высшая ценность человеческого бытия – это сама жизнь;
- собственная жизнь человека (ее продолжительность, качество, содержательность) во многом зависит от самого человека, его образа жизни, привычек;
- главное в воспитании – научить ребенка быть ответственным за свою жизнь, т. е. уметь отвечать за свои поступки и их последствия.
Необходимо подвести родителей к тому, что конечной целью воспитания ребенка является формирование человека, способного самостоятельно принимать в отношении себя ответственные решения.
Затем участники собрания выполняют упражнение-активатор, в процессе которого им следует продолжить следующие предложения:
- "Быть ответственным по отношению к ребенку для меня означает… "
- "Свою ответственность по отношению к ребенку я проявляю через…"
- "Я несу ответственность за…"
Высказывания родителей фиксируются на доске.
Воспитать ответственного человека могут только ответственные родители.
Задание группам – сформулировать определение понятия "ответственные родители".
Ожидаемый результат. В ходе обсуждения родители должны прийти к выводу о том, что ответственные родители передают ответственность своему ребенку за его поступки и собственное поведение, учат ребенка предвидеть последствия своих действий и определять совместимость поступков с собственными ценностями.
Чтобы глубже осознать проблему, предлагаем провести ролевую игру "Ситуации".
Задания для родителей:
прочитайте ситуации, приведенные ниже, коллективно проанализируйте их;
представьте вариант завершения ситуации в виде сценки.
1-я группа: Вы возвращаетесь домой после тяжелого трудового дня. А ваш ребенок сидит в своей комнате с одноклассником, и оттуда пахнет сигаретным дымом. Ваши действия?
2-я группа: Однажды, наводя порядок на столе своего ребенка, вы обнаружили несколько сигарет и решили поговорить с ним об этом. Как вы будете это делать?
3-я группа: Ребенок вернулся домой, от него пахнет сигаретным дымом. Когда вы говорите ему об этом, он отрицает, что курил. Ваши действия?
Рефлексия ролевой игры. Родителям предлагается ответить на вопросы:
- Было ли вам комфортно играть роль подростка?
- Что вы чувствовали при этом?
- Знакомы ли вам проигрываемые ситуации?
Ожидаемый результат. Ролевая игра даст возможность родителям почувствовать себя на месте подростка, осознать реальную возможность возникновения проблемы курения в каждой семье и необходимость особого психологического подхода при общении с ребенком по поводу курения.
Далее учитель предлагает каждому подумать и ответить на вопросы:
- Какие меры борьбы с табакокурением могут быть использованы родителями?
- Как можно помочь ребенку не поддаться этому соблазну?
Работа организуется по методу "мозгового штурма". Результаты фиксируются на доске.
Ожидаемый результат. Предлагаются следующие меры профилактики табакокурения и способы противостояния негативному влиянию со стороны социального окружения:
- организация свободного времени детей, привлечение их к занятиям спортом, творчеством (кружки, секции, туризм, семейные хобби);
- личный пример (не курить, постоянно демонстрировать свое негативное отношение к курению, бросить курить);
- профилактические беседы о вреде курения;
- использование положительного примера известных личностей, звезд эстрады, кино;
- поддержка ребенка в его начинаниях, уважение его взглядов;
- организация семейного досуга (выезд на природу, дачу; участие в городских праздниках);
- контроль учебы, поведения, изучение круга друзей ребенка;
- введение ограничений, контроль расходования ребенком карманных денег;
- обучение ребенка умению отказываться от предложения закурить.
Эффективность предложенных форм и методов профилактической работы зависит от соблюдения принципов семейной профилактики табакокурения. (Педагог заранее готовит наглядный материал на доске или на листе ватмана.)
Принципы семейной профилактики табакокурения:
- Системность.
- Гибкий контроль.
- Терпение и деликатность.
- Индивидуальный подход.
- Поддержка.
- Наглядность.
Далее педагог организует работу в группах, предлагая обсудить формы профилактики табакокурения и объяснить:
- Почему именно этой форме отдали предпочтение?
- Какие задачи она решает?
- Перед каким выбором стоит ребенок?
- Какой выбор ставят перед собой родители?
- Какие принципы должны быть использованы для обеспечения эффективности выбранной формы профилактики?
- Каков предполагаемый результат?
Ожидаемый результат. Чтобы помочь ребенку избежать привычки курения, родителям нужно приложить немало усилий. Но самое главное – любить своего ребенка, понимать его и быть готовым всегда прийти на помощь. Только тогда все предложенные формы и методы будут действенны и эффективны.
Психологи советуют ребенку построить отказ от курения по схеме:
отказ + аргумент + встречное предложение.
Педагог предлагает родителям разбиться на пары и провести ролевую игру «Сумей сказать "нет"».
Возможные аргументы для отказа от предложения покурить:
- слабое здоровье ("Нет, спасибо. У меня на табачный дым аллергия. Может, лучше покатаемся на велосипеде?");
- желание сохранить голову светлой ("Я не буду. У меня завтра контрольная. Ты уже все уроки сделал?");
- уже существующий отрицательный опыт ("Я пробовал. Мне не понравилось. А ты можешь подтянуться на турнике 7 раз?");
- желание отодвинуть этот эксперимент на неопределенный срок ("Нет, спасибо. Не сегодня и не сейчас, я очень спешу, срочные дела. Давай встретимся завтра.");
- ссылка на уже имеющиеся проблемы ("Нет, не буду. У меня и так вагон неприятностей. Ты не хочешь сходить в спортивный зал?");
- стремление казаться "крутым" ("Эта дрянь не для меня. Есть увлечения покруче. Приходи, посидим за компьютером: у меня есть новая игра.");
- встречное предложение (переводит разговор на другую тему и исключает насмешки, возможные в случае отказа закурить. Таким образом, ваш ребенок достойно выходит из данной ситуации).
4-й этап. Подведение итогов.
Для того чтобы участники собрания оценили свою работу, попросите их продолжить фразы:
- "Сегодня я понял(а), что…"
- "После этого разговора мне стало ясно…"
- "Это собрание помогло мне разобраться…"
Затем следует обратиться к эпиграфам собрания. Действительно, курение это прихоть и несчастье человека, но каждый делает свой выбор сам. Воспитывая наших детей, мы можем помочь им избежать дурных привычек.
Шпаргалка для родителей
По мнению ученых, каждый ребенок обладает большими защитными возможностями психического и физического здоровья. Эти защитные возможности называют защитными факторами, благодаря которым ребенок сможет противостоять формированию привычки курения, быть здоровым полноценным человеком и настоящим гражданином, невзирая ни на какие неблагоприятные обстоятельства.
Защитные факторы подразделяют на внешние, которые поддерживают ребенка в жизни, ставят его в необходимые рамки, очерчивают границы приемлемого поведения, и внутренние, связанные с его личностными качествами, определяющими стиль поведения ребенка.
Внешние защитные факторы |
Внутренние защитные качества |
- Поддержка семьи
- Родители, которые являются образцом социальных связей.
- Общение с родителями.
- Общение с другими взрослыми.
- Участие родителей в жизни школы.
- Положительный школьный микроклимат.
- Воспитание ребенка по единым правилам обоими родителями.
- Контроль со стороны родителей.
- Организация домашнего досуга.
- Хорошие друзья.
- Занятия музыкой.
- Дополнительное образование.
- Участие в общественной жизни по месту жительства
|
- Стремление к успеху.
- Стремление к учению.
- Хорошая успеваемость в школе.
- Выполнение работы по дому.
- Стремление помогать людям.
- Умение сопереживать людям.
- Сексуальная сдержанность.
- Навыки умеренного отстаивания своего мнения.
- Навыки принятия решений.
- Умение находить друзей.
- Навыки планирования.
- Реалистичная самооценка.
- Оптимизм
|
Вы спросите: "Сколько же защитных факторов у моего сына или дочери?" Ответ прост. Обычно дети располагают примерно 16 защитными факторами. Найдите время и вместе с детьми прочитайте и обсудите их. Таким образом вы узнаете, какими защитными качествами уже обладает ваш ребенок и какие защитные ресурсы ему необходимы. Помогите ему в этом!
..................................
классный руководитель родительское собрание на тему Родительские собрания на тему скачать родительское собрание сценарий родительского собрания родительское собрание в 9-м классе