Материал № 72
Эрмитаж.
Государственный Эрмитаж занимает пять величественных зданий вдольнабережной реки Невы в самом центре Петербурга:Зимний дворец, Малый, Большой и Новый Эрмитажи, Эрмитажный театр.Часть экспозиции музея размещается во дворце Меншикова и бывшем здании Главного штаба на Дворцовой площади. В Эрмитаже собрана одна из крупнейших коллекций мирового искусства, насчитывающая около трех миллионов памятников, представляющих культурное наследие различных народов, начиная с каменного века и до наших дней.
Залы первого этажа Нового Эрмитажа отведены для экспонирования коллекций античного искусства. Один из самых богатых разделов музея посвящен искусству Италии. Произведения эпохи Возрождения выставлены в залах Большого Эрмитажа. Здесь можно увидеть произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Джоджоне, Микеланджело. В залах испанской живописи экспонируются холсты Веласкеса, Эль Греко, Мурильо. Искусство Голландии и Фландрии представлено картинами Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Снейдерса, Хальса. Превосходное собрание произведений французских художников включает работы Ленена, Пуссена, Шардена, Делакруа. Большую ценность представляет эрмитажная коллекция картин импрессионистов и постимпрессионистов. В этой экспозиции есть работы таких выдающихся мастеров, как Ренуар, Пикассо, Ван Гог.
Среди художественных музеев мира Эрмитажу принадлежит почетное место. В этом величайшем музее хранится свыше двух с половиной миллионов памятников культуры и искусства разных эпох, стран и народов. От дворцового художественного собрания, доступного только узкому кругу знати, до подлинно народного музея, сокровища которого несут радость и красоту миллионам людей, такой путь прошел Эрмитаж за 250 лет своего существования.
История Эрмитажа тесно связана с историей зданий, в которых разместился современный музей. Соединенные между собой крытыми переходами Зимний дворец и три здания Эрмитажа (условно именуемые Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и Новый Эрмитаж) составляют один из самых замечательных архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга.
В Эрмитаже хранится свыше ста сорока тысяч памятников культуры и искусства народов Востока. Отдел Востока был основан в 1920 г. по инициативе крупного ученого-востоковеда И. А. Орбели.
Эрмитажное собрание памятников античной культуры включает богатейшие коллекции ваз, резных камней, ювелирных изделий и терракот, редкое собрание римского портрета и греческую скульптуру. Последняя представлена в Эрмитаже, как и в большинстве других музеев мира, преимущественно римскими копиями I-III вв. н.э. с греческих оригиналов, большинство которых погибло еще в древности. Для обозрения открыты следующие выставки: Культура и искусство Древней Греции VIII-II вв. до н. э. Культура и искусство античных городов Северного Причерноморья VII в. до н. э. - III в. н. э. Культура и искусство древней Италии и Рима VII в. до н.э.- IV в. н. э.
Исключительным богатством отличаются коллекции старейшего в Эрмитаже отдела истории западноевропейского искусства. Они включают живопись, скульптуру, графику, разнообразные памятники прикладного искусства многих стран.
Следует отметить, что в Эрмитаже хранятся только оригиналы, в их числе уникальные произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Ве-ласкеса, Пуссена и других великих мастеров прошлого.
В настоящее время для обозрения открыты следующие выставки:
Прикладное искусство Западной Европы XI-XV вв.
Искусство Италии XIII-XVIII вв.
Искусство Испании XVI-XVII вв.
Искусство Нидерландов XV-XVI вв.
Искусство Фландрии XVII в.
Искусство Голландии XVII в.
Искусство Германии XV-XVIII вв.
Искусство Франции XV-XX вв.
Искусство Англии XVII-XIX вв.
Искусство стран Европы и США XIX-XX вв.
Западноевропейское оружие XV-XVII вв.
Западноевропейские шпалеры XV-XVIII вв.
Западноевропейские резные камни XII-XIX вв.
Западноевропейский фарфор XVIII-XX вв.
Западноевропейские ювелирные изделия XVI-XIX вв. (Особая кладовая).
Зимний дворец.Зимний дворец был сооружен в 1754-1762 гг. В. В. Растрелли (1700-1771) в пышном стиле барокко. Внутри дворец неоднократно перестраивался. Так, на протяжении 80-90-х гг. XVIII в. Джакомо Кваренги (1744-1817) и И. Е. Ста-ров (1744-1808) заново отделали ряд интерьеров в стиле классицизма. Переделка продолжалась и в первой трети XIX в., когда во дворце работали такие крупные зодчие, как К. И. Росси (1775-1849) и Огюст Монферран (1786-1858). Пожар, вспыхнувший зимою 1837 г., бушевал три дня, оставив лишь обгорелые стены. Восстановительные работы под руководством В. П. Стасова (1769—1848) и А. П. Брюллова (1798-1877) в основном были закончены к весне 1839 г. Снаружи дворец реставрировали в первоначальном виде, большинство интерьеров отделали заново в стиле позднего классицизма. Свыше полутора столетий Зимний дворец служил царской резиденцией, затем короткое время - местом пребывания Временного правительства, после революции дворец стал музеем.
Главная лестница Зимнего дворца. Из вестебюля подъезда, расположенного на Дворцовой набережной, проходим в Растреллиевскую галерею, в концу которой взору открывается парадная лестница Зимнего дворца. Высокая и светлая, сверкающая позолотой и зеркалами, лестница после пожара 1837 г. была отделана В. П. Стасовым в соответствии с замыслом Рострелли, но с некоторыми изменениями. Колонны розового искусственного мрамора Стасов заменил колоннами серого сердобольского гранита; разные золоченые перила - мраморной балюстрадой. На кронштейнах установлены алебастровые статуи: "Мудрость" и "Правосудие" (раб. А. Теребенева), "Величие" и "Изобилие" (раб. Н. Устинова), "Верность" и "Справедливость" (раб. Н. Леппе), "Меркурий" (раб. А. Мануйлова), "Муза" (раб. И. Германа).
В центральной нише нижней площадки — мраморная скульптура неизвестного мастера XVIII в. "Аллегория государства" ("Владычица"). Плафон XVIII в. изображает богов на Олимпе.
Основание Эрмитажа.Датой основания Эрмитажа считается 1764 г., когда во дворец доставили двести двадцать пять картин, купленных у берлинского коммерсанта Гоцковского. Гоцковский собирал коллекцию для прусского короля Фридриха II, но в связи с неудачами Семилетней войны королевские финансы находились в плачевном состоянии и коллекция попала к русской императрице Екатерине II. Вслед за этим одна за другой прибывают из-за границы большие партии картин, приобретенных на распродажах: в 1769 г. картинная галерея Брюля в Саксонии, в 1772 г. Кроза — во Франции, в 1779 г. Уолполя — в Англии и др. Гравюры, скульптура, резные камни, монеты и медали, гобелены, ювелирные изделия, дополняя живопись, придавали коллекциям Эрмитажа исключительное многообразие и широту. Сокровища дворцового музея, каким являлся тогда Эрмитаж, считались личной собственностью императрицы и мало кому были доступны для обозрения. В одном из писем Екатерина II сообщала по поводу богатств Эрмитажа: "Всем этим любуются только мыши и я..."
Малый Эрмитаж.В 1764—1767 гг. по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота (1729—1800) рядом с Зимним дворцом было построено небольшое здание, получившее название "Эрмитаж". Здесь императрица устраивала неофициальные приемы; в двух галереях, к которым примыкает Висячий сад, разбитый на крыше дворцовых конюшен, разместили художественные коллекции. В 1856 г. на месте нескольких небольших комнат екатерининского времени архитектором А. И. Штакеншнейдером (1802—1865) был создан существующий поныне Павильонный зал. В настоящее время в Павильонном зале экспонируется прекрасная коллекция итальянских мозаик XVIII—XIX вв. (мозаичные столики "Морское дно", "Сутки в Риме" и др.). Мозаика, вделанная в пол,— копия с древнеримской (оригинал хранится в Ватиканском музее)—выполнена в 1847—1851 гг. русскими художниками-мозаичистами, обучавшимися в Риме. В зале стоят часы "Павлин" работы английского механика XVIII в. Джеймса Кокса. Сложный механизм, скрытый под холмом, над которым поднимается ствол дерева, во время боя часов приводит в движение фигуры павлина, совы и петуха. Маленький вращающийся циферблат, помещенный в шляпке гриба, показывает время.
Старый Эрмитаж.
Здание, названное впоследствии Старым Эрмитажем, сооружено в 1787 г. архитектором Ю. М. Фельтеном (1730—1801) для размещения увеличивавшегося собрания памятников искусства. В XIX в. залы второго этажа, где теперь находится выставка итальянского искусства XIII—XVI вв., были заново отделаны А. И. Штакеншнейдером в качестве вспомогательного дворцового помещения и сохраняют эту отделку по сей день
Новый Эрмитаж.В 1842—1851 гг. Н. Е. Ефимов (1799—1851) по проекту мюнхенского архитектора Лео Кленце (1784—1864) осуществил постройку специального музейного здания Нового Эрмитажа, вход в который (со стороны нынешней улицы Халтурина) украшен портиком с пятиметровыми серого гранита фигурами атлантов работы скульптора А. И. Теребенева (1812—1859).
В 1852 г. состоялось торжественное открытие императорского Эрмитажа. Однако долгое время билеты на право посещения музея выдавала придворная контора; вход разрешался лицам, одетым во фраки и мундиры; все надписи были сделаны на французском языке. Только со второй половины XIX в. вход в музей становится относительно свободным
За годы советской власти коллекции Эрмитажа возросли более чем в четыре раза. В них влились лучшие вещи из Аничкова, Петергофского, Гатчинского, Павловского и Царскосельского дворцов, а также национализированные после революции частные картинные галереи — Юсуповых, Строгановых, Шуваловых, Шереметевых, картины из собраний московских коллекционеров Щукина, Морозова и др. Для сбора памятников искусства и старины неоднократно снаряжались экспедиции в Среднюю Азию, на Кавказ и в другие районы страны. Много ценных экспонатов приобрела и приобретает у частных лиц специальная закупочная комиссия.
В настоящее время коллекции Эрмитажа насчитывают более двух с половиной миллионов экспонатов. В их числе около пятнадцати тысяч картин, двенадцать тысяч скульптур, шестьсот тысяч графических произведений, свыше шестисот тысяч археологических памятников, один миллион монет и медалей и двести двадцать четыре тысячи памятников прикладного искусства. Для обозрения открыто более трехсот пятидесяти залов.