Материал № 69
Петергоф.
Петергоф один из самых грандиозных садово-парковых ансамблей 18-19 вв. Расположен вдоль южного берега Финского залива в 29 км от Петербурга. Впервые упомянут под названием Петергоф в 1705 в Исходном журнале Петра 1. Создание ансамбля началось со строительства в 1714 дворца «Монплезир», Верхних и Больших палат. Первым архитектором Петергофа при Петре I был И. Браунштейн. Под его наблюдением создавались Большой каскад, каналы, аллеи, насыпана земляная дамба.
С 1713 проектирование возглавил Ж. Б. Леблон. Он проводил большие осушительные работы, проектировал водометы, руководил отделкой интерьеров дворца «Монплезир». Затем главным архитектором Петергофа стал в 1719 Микетти — создатель его фонтанной декорации. По чертежам Микетти сооружены десятки фонтанов, беседок, трельяжей, созданы по сторонам Верхних палат симметричные флигели с галереями.
После обследования Петром I ропшинских родников инженер-гидравлик В. Туволков спроектировал самотечный водопровод протяженностью 24 км (эта гидротехническая система действует и в наши дни). Летом 1721 систему опробовали, пустив водометы Большого каскада. За десять лет (с 1714) в Петергофе были разбиты Пилений и Верхний парки, построены дворцы «Монплезир», Верхние палаты, «Марли», Оранжереи и Эрмитаж:.
25-летие со дня Полтавской победы было ознаменовано устройством грандиозного фонтана с монументальной группой «Самсон, раздирающий пасть льва» работы Б. Растрелли. Удачной была и работа его сына, зодчего В. В. Растрелли,который расширил петровские Верхние палаты и превратил их в Большой дворец с анфиладами парадных залов.
В конце 18 — начале 19 вв. архитекторы Д. Кваренги, А. Менедас, А. Штакеншнейдер, И. Шарлеман создали вокруг регулярных петергофских парков множество новых лесопарков с дворцами, мостами, декоративными сооружениями.
В марте 1918 весь дворцово-парковый ансамбль был национализирован и превращен в музей. Во время Отечественной войны Петергоф был захвачен немцами и находился в оккупации 28 месяцев. Многие фонтаны и дворцы были разрушены, музейные ценности вывезены. Монументальные скульптуры Самсон, Тритоны, свинцовые барельефы Большого каскада и другие объекты были похищены.
После освобождения 27 января 1944 Петергоф был переименован в Петродворец, началось его разминирование и постепенное восстановление. 25 августа 1946 зазвенели струи Больших фонтанов, а еще через год поднялся водяной столб над воссозданной скульптором В. Л. Симоновым группой «Самсон, раздирающий пасть льва». Заканчивается восстановление Большого дворца — самого крупного здания Петродворца, составляющего единое целое с Большим каскадом, образующим подножье дворца. Средняя трехэтажная часть фасада выделена фигурной кровлей и переходит в симметричные, тоже трехэтажные части с шатровой кровлей меньшей высоты. Каждый период строительства нашел отражение в архитектуре фасадов. В отделке интерьеров парадных залов в разное время принимали участие не только Леблон, Микетти и Растрелли, но и Валлен-Де-ламот, а также многие другие талантливые мастера. Во время оккупации фашисты сожгли дворец. Его восстановление ведется по проекту В. М. Савкова и Е. М. Казанской с 1951. Восстановлены Картинный зал, Китайские кабинеты, Куропаточная гостиная, Столовый зал, Аудиенц-зал и самое большое и торжественное помещение дворца - двусветный Тронный зал.