Материал № 70
Павловский парк.
Павловский парк — один из самых больших в России — создавался на рубеже XVIII—XIX веков, когда в Европе и в России становится модной планировка парков по типу английских пейзажных, то есть свободная планировка, как бы воспроизводящая естественный ландшафт. Парковые постройки напоминали о сельской жизни, о близости к природе, семейном уюте. Со временем, под заботливым руководством великой княгини, а затем императрицы, в парке было построено тридцать семь павильонов, обелисков и «руин» — сооружений в различных стилях, но выполненных со вкусом и изяществом.
Павловский парк расположился на небольших холмах и его естественно окружали рукотворные пруды, запруды, водопады. Владельцы Павловска постоянно следили за тем, чтобы парк пополнялся фруктовыми деревьями из Москвы, дубами из Южной Финляндии, липами из германского города Любека. В результате особенного внимания к парку Марии Федоровны и садовников там удалось создать розарий, где цвело не менее тысячи роз. В один только Собственный садик, расположенный под окнами комнат Марии Федоровны, ежегодно требовалось десять тысяч горшков с цветами. В парке устраивались клумбы из красных, белых и голубых цветов, повторяющих цвета русского национального флага. Сюда доставлялись черенки и семена из Грузии, Турции, Франции, Англии. Так, в 1795 году английский король Георг III направил в Павловск коллекцию из 126 редких культур из своего ботанического сада в лондонском парке Кью. Эту коллекцию в Россию привез специальный корабль, а затем из Петербурга в Павловск ее доставили 15 экипажей, каждый из которых был запряжен четверкой лошадей.С годами Павловск превратился в энциклопедию ландшафтной архитектуры. В его рукотворных пейзажах отразились основные тенденции планировки европейских садов XVIII—XIX веков. Несмотря на то, что в основном здесь господствовал английский стиль, вокруг дворца была устроена регулярная французская планировка; Собственный садик — камерный голландский; в районе Больших Кругов — композиции с регулярными партерами, украшенными классической скульптурой. Большая каменная лестница была построена в типично итальянском стиле с чугунными львами у основания и двумя мраморными львами у вершины. Все это в России поражало своей новизной, естественностью и взаимосвязью с архитектурными памятниками. На этом фоне в Павловске и происходили такие грандиозные праздники, как, например, в 1814 году — в честь триумфального возвращения на родину императора Александра I после одержанной победы над Наполеоном. В этом торжестве принимал участие юный лицеист Александр Пушкин.В устройстве посостоит в том, чтобы, почувствовав характер окружающих его объектов, которые природа разбросала беспорядочнодобных праздников чрезвычайно велика была роль выдающегося художника Пьетро Гонзага, который прославился и как мастер парковых ландшафтов. Так, он полагал, что «умение садовника , подчинить их особому порядку, чтобы усилить воздействие этих предметов на человека».
Парк хорош во все времена года: он графичен зимой, когда деревья стоят оголенными, выполнен пастелью весной, с первыми, дрожащими на ветру зелеными листочками, написан акварелью летом и маслом осенью.
Прекрасный парк и дворец являлись для Марии Федоровны тем местом, где сосредоточились ее талант и художественный вкус. После смерти Павла I Мария Федоровна изменяет стиль светской жизни Павловска, сложившийся в предшествующие годы. Отсюда ушли воинские марши, армейская муштра и порядки.
Отныне здесь складывается большой круг знаменитых ученых, художников, писателей, поэтов. Проходят музыкальные вечера, театральные встречи и даже опыты в области науки.Здесь, во дворце, идет пьеса, специально написанная русским поэтом Гавриилом Державиным для Павловска, выступает Юрий Нелединский-Мелецкий, известный своей поэмой «Стансы о Павловске». Сюда регулярно приезжает В. А. Жуковский, который читает вдовствующей императрице свои прекрасные стихи, и стремится знаменитый баснописец Иван Андреевич Крылов — участник литературного салона императрицы.Традиции Павловска, связанные с развитием культуры, с регулярными встречами здесь художников, композиторов, поэтов, артистов, сложившиеся при первых владельцах дворца, были продолжены, и после смерти Марии Федоровны.Особое место занимала музыка, которая всегда первенствовала среди других искусств в России. Именно в Павловске впервые проявил себя русский композитор и пианист Дмитрий Степанович Бортнянский. Уже в 1786 году он приглашен в Павловск для того, чтобы давать уроки музыки семье Павла Петровича. С этого момента и началась разнообразная и яркая музыкальная жизнь во дворце. По вечерам на плацу играли военные духовые оркестры, в парке пели народные песни крестьянские девушки, в павильонах устраивались музыкальные вечера.В 1838 году между Петербургом и Павловском была построена первая в России железная дорога. Конечная станция этой дороги находилась в парке, недалеко от дворца. Однако проезд был дорог, и из опасения не оправдать затраты дирекция железной дороги решила организовать в Павловске музыкальные концерты, пригласив знаменитых дирижеров и исполнителей того времени. Так появился ставший сразу популярным Павловский вокзал, где зазвучала музыка знаменитого русского композитора Михаила Глинки. Но наибольшую популярность Павловску принес, конечно, композитор и дирижер Иоганн Штраус, король вальсов, как его называли в XIX веке.
В истории Павловского дворца и парка преломились судьбы многих поколений. Будучи практически опустошенным и уничтоженным в годы Второй Мировой войны, Павловск — и как архитектурный ансамбль, и как великолепный музей — был возрожден в результате огромных усилий реставраторов, давших современникам уникальную возможность погрузиться в мир Прекрасного.