Материал № 1540
сценарии сценарии
Праздник русских народных ремесел
- сценарий -
Сцена оформлена в виде горницы, в которой собрались на посиделки. На сцену выходят ведущие.
Первый. Добрый день, дорогие сельчане и гости нашего праздника.
Второй. Добро пожаловать на наш праздник!
Первый. А праздник наш необычный: он посвящён народным умельцам. Тем, кто своими руками творит чудеса.
Второй. К таким чудесам относятся: вязание, вышивка, плетение, ткацкое мастерство и многое другое.
Первый. С некоторыми из них мы познакомим вас сегодня. Расскажем о том, что мы узнали о народном творчестве в ходе подготовки праздника.
Второй. Прежде чем начать праздник, предлагаем вам два конкурсных зада-ния. Приглашаем всех гостей принять участие в этих конкурсах.
Первый. Первое задание - на листе бумаги написать названия всех народных ремесел, которые вы знаете. Второе задание: на этом столе лежат предметы народного быта. Вы должны сказать их название и опре-делить назначение.
Второй. А теперь приглашаем всех в горницу.
Открывается занавес. Участники посиделок поют песню "В низенькой светелке".
Первый. В старину все делали своими руками. Ремесла кормили, одевали и обували.
Второй. Недаром русская пословица гласит: "Ремесло не коромысло - плеч не тянет, а само прокормит".
В разговор вмешивается пряха.
Пряха:Сущую правду говорите! С десяти лет пряду, в двенадцать за станок села, с каких лет вязать стала уже и не помню. Денег не было, в магазин не ходили, сами себя одевали и обували".
Первый. Спасибо за то, что пришли к нам в гости. Мы рады познакомиться с такой мастерицей, как Вы. А вначале дадим слово ученикам 10 класса. Они узнали много интересного об этом народном ремесле.
Информация, подготовленная 10 классом.
Ручное прядение известно давно. Оно было распространено среди всех на-родов земного шара, за исключением крайнего севера, где носили меховые одежды.
Первыми орудиями прядильного производства были ручные гребни для расчесывания волокон и ручные веретена для их скручивания.
Волокна, приготовленные для прядения, привязывались к прялке с под-ставкой или прялись непосредственно с гребня.
В XV веке была изобретена самопрялка с рогулькой, что позволяло одно-временно скручивать и наматывать пряжу.
С XVIII века развивается машинное прядение. Сегодня широко известны электрические прялки.
Но в нашей местности до сих пор отдается предпочтение обыкновенной, изготовленной своими руками прялке.
Уважаемая пряха, расскажите, откуда у Вас эта прялка? И покажите, как Вы на ней работаете.
Пряха рассказывает и прядет.
Первый. Спасибо за Ваш рассказ и за Вашу работу. Но на посиделках не только работали, но и играли. Ребята разучили одну из таких игр и предлагают ее вашему вниманию.
Игра "Прялица"
(Ходят по кругу и поют)
Прялица, кормилица моя.
С горя выброшу на улицу тебя.
Стану прясть и попрядывать,
На беседушку поглядывать.
По беседы нет весельица,
Моя милая не сердится.
Моя милая по дорожке шла,
Черноброва барабан нашла,
Она била, барабанила,
Из-за лесу парня манила,
Из-за лесу, лесу темненька.
Во время песни в кругу парень и девушка вертятся в одну, потом в другую сторону, целуются и уступают место другой паре.
Второй. Спасибо вам за многолетний труд.
Первый. В знак благодарности мы хотим подарить Вам песню.
Ребята поют песню "Дуня-тонкопряха".
Второй. Наша пряха поработала на славу. Нитки у нас теперь есть.
Первый. А что делают из ниток?
Второй. Вяжут и ткут.
Первый. А о каком именно ремесле сейчас пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку:
Две веселые сестрицы -
На все руки мастерицы:
Сделают из ниточки
Носки и рукавичечки.
Конечно, речь пойдет о вязании. Когда появилось искусство вязания - точно неизвестно. Овцы были одомашнены еще за 9000 лет до н.э. У нас в России эти животные, а вместе с ними и искусство вязания появились в конце XVIII века.
Второй. Посиделки на Руси, которые начинались с Покрова, немыслимы были без этого ремесла. Вязали те, кто помоложе (старшие ткали или пряли), обеспечивая всю семью носками, рукавицами и шарфами. А главное орудие труда мастериц - хорошо известные вам спицы. А их количество зависит от изготавливаемого изделия. Чтобы связать даже самые маленькие варежки - их нужно пять. А для такого большого свитера - только две. (Показывают образцы изделий.)
Первый. Вязаные изделия пользовались популярностью всегда. Не вышли они из моды и сегодня. Одежда, связанная своими руками, неповторима.
Второй. Чтобы вы убедились в этом, предлагаем вам коллекцию моделей ручной работы наших мастериц. (Демонстрация моделей.)
Первый. А наш подарок - сказка "Клубок".
Ведущий. Неведомо в какой стране, в каком году жили-были старик со стару-хой. Жили они хорошо, весело. И все бы добро, да выдалась в тот год зима холодная.
Дед. Слышь, старая, холодно в избе-то. Хоть бы носки связала, что ли.
Баба. Да с чего ж свяжу, старый, пряжи нету.
Дед. А ты в хлев сходи, да поищи. Может, на какой овце шерсти то и осталось.
Ведущий. Пошла баба в хлев, настригла немного шерсти, намыла, счесала, спряла, да ссучила, клубок положила на окно, а сама пошла за спицами. Клубок лежал-лежал на окне, скучно ему стало, отодвинул он задвижку, да и скатился на улицу. Катится и поет:
Клубок. Я клубок, клубок
С овцы стрижен,
На ческе чесан,
На прялке пряден,
Потом ссучен,
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел...
Ведущий. А навстречу ему заяц. Лапки потирает, уши от мороза прячет.
Заяц. Клубок, клубок, я из тебя носки свяжу!
Клубок. Не трогай меня, заяц, я тебе песенку спою!
(Поет.)
А от тебя, косой, подавно уйду.
Ведущий. Не успел заяц ухом повести, а клубок дальше катится. Навстречу ему волк. Даже хвост от мороза поджал.
Волк. Клубок, клубок, я из тебя носки свяжу, иди сюда.
Клубок. Не трогай меня, волк, я тебе песенку спою.
(Поет.)
А от тебя, серый, подавно уйду.
Ведущий. И покатился клубок дальше. Волк только успел, что завыть. Катит-ся клубок, а навстречу ему медведь. Холодно косолапому в берлоге, вот он и вылез ноги размять.
Медведь. Клубок, клубок, постой, я из тебя носки свяжу!
Клубок. Не трогай меня, медведь, я тебе песенку спою.
(Поет.)
А от тебя, косолапый, подавно уйду!
Ведущий. Покатился клубок дальше, а медведь с досады поковылял к себе в берлогу. Катится клубок, а навстречу ему лиса. Вся закоченела, только глаза хитро светятся.
Лиса. Клубочек, миленький, хорошенький, пушистенький. Подожди, голубчик, я из тебя носки свяжу.
Клубок. Не трогай меня, лиса, я тебе песенку спою.
(Поет.)
А от тебя, рыжая, подавно уйду.
Лиса. Глуховата я стала, миленький, видно, от мороза уши заложило. Сядь ко мне на лапку и спой свою песенку еще раз. Уж больно песня твоя хороша и голос, как у Пугачевой...
Ведущий. Клубок сел на лапку, а лиса его - цап и в нору унесла. А что дальше было - никто не знает. Может, носки связала, а может и не смогла. Дело-то мудреное. Науки требует. С первого раза может и не получиться.
Первый. Посмотрели сказку "Клубок". А теперь посмотрим: легко ли его сделать. Проведем конкурс "Кто быстрее".
Проводится конкурс - кто быстрее перемотает мотушку на клубок.
Второй. А теперь настала очередь нового ремесла. Если загадку отгадаете, то его узнаете:
Ногой толкну, животом нажму,
Рукой шмыгну, два раза кольну
И опять начну.
Первый. Ткачеством интересуются наши восьмиклассницы. Они вам и расскажут о нем.
Информация 8 класса.
1. Ткацкий станок - одно из наиболее древних орудий труда человека, а ткачество - одно из самых древних ремесел.
Первый ткацкий станок был вертикальным. Это простая рама, на которую натянуты нити основы. Ткач держал в руках большой челнок с нитью и переплетал основу. Работать на таком ткацком станке было трудно, т.к. нити надо было последовательно перебирать руками, нити часто рвались, ткань можно было сделать только толстую.
2. В XI веке изобрели горизонтальный ткацкий станок, который с небольшими изменениями дошел до наших дней и сохранился еще в некоторых до-мах. Нити основы натянуты горизонтально (отсюда и название станка).
Его основная часть - большая деревянная рама, на которой укреплены де-тали станка: три валика, две ножные педали, вертикальные рамки "гребенки" бердо, челнок с нормальной нитью.
3. Потом люди изобрели механический ткацкий станок. Сейчас современные ткацкие станки работают на электричестве, стали более сложными и разнообразными. Но ручное ткачество еще живо и является традиционным видом народного ремесла.
4. Среди бытовых изделий ткачества можно выделить льняные узорные скатерти столешницы, полотенца, нарядные подзоры, коврики, дорожки, покрывала, элементы женского костюма (демонстрируются вещи из бабушкиного сундука).
5. Вещи, вытканные ручным способом, отличаются от машинных неповторимым и богатым орнаментом, разнообразием переплетений.
6. В прошлом ткачество использовало широко: лен, коноплю, шерсть, а позже гарус, хлопчатобумажные нити. Псковский лен славился во всей Европе. В старину его называли "русским шелком". Ткать его умели только в России.
7. В какое же время года женщины брались за ткачество? По-настоящему за ткачество брались с Евдокии (14 марта) и занимались им до посевных работ.
И еще бабы верили, что на Евдокию "все подземные ключи" закипают, поэтому начинали белить холсты. Евдокия считалась в народе большим праздником, отмечали его весело и торжественно, и пели веснянки.
Первый. А потому, как садились за станок весной и пели веснянки, то одну из них мы дарим ткачихам.
Звучит песня.
Второй. Словно в раздумье, извечном ожидании весны неторопливо перебирают тонкие, натруженные пальцы вышивальщицы, нанизывая на иглу тончайшие штрихи будущих образов: ниточка к ниточке, шов к шву - и выплывают из белоснежной ткани дивные травы, великолепные цветы.
Танцевальная группа исполняет танец с рушниками.
Первый. Искусство вышивания насчитывает века. Находки археологов подтверждают, что уже в IX-XII веках в Древней Руси украшали золотым шитьем одежду знатных людей и предметы быта. Вышивку выполняют при помощи иглы на различных тканях нитями льна, конопли, шелка, шерсти, серебра, золота, драгоценных камней.
Второй. Русская вышивка имела свои особенности. В ней часто использовали геометрический орнамент, изображение женщин, деревьев, птиц, растительности.
Русскую вышивку делят на два вида: северную и среднерусскую.
Первый. Для Севера характерна вышивка крестом, вырезом, гладью. Основная особенность среднерусской вышивки - цветная перевить (мережка).
Второй. Подходят к концу посиделки в нашей горнице. Дорогие гости, мы совсем не хотим, чтобы вы думали, что настоящие мастера у нас только женщины. Немало их и среди мужчин. Но о мужском ремесле - другой разговор.
Первый. А мы заканчиваем наш праздник частушками.
Частушки. 1.Мы Покровские ребята,
Интересно все живем,
Про народные ремесла,
Вам частушки пропоем.
2.Дайте лен, дайте лен,
Дайте 49 веретен.
Стану прясть-попрядывать,
На дружка поглядывать.
3.Шила милому кисет,
Вышла рукавица.
Посмотри, мой дорогой,
Какая мастерица!
4.Не стругает мой рубанок,
Не пилит моя пила,
Ко мне милка не приходит -
И работа не мила.
5.Моя прялка не прядет,
Колесо не вертится.
Что-то милый не идет,
Видно, долго сердится.
6.Шила, шила сарафан -
Исколола пальчики.
А надела сарафан -
За мной гурьбою мальчики.
7.Сидит заяц на осине,
Плетет лапти косяком.
Чтобы наши ягодники
Не ходили босяком.
8.Мы не все частушки спели,
Знаем много их втроем.
Приходите в гости снова,
Мы другие вам споем
.........................
сценки Конкурс красоты 5-6 класс сценка внеклассное мероприятие для учащихся 5 -7 классов. конкурс Трагикомедия мини-комедия сценарии пьеса в 1 действии юмoристическaя пьесa в стихах мини-сцена 7-8 класс конкурс сценарии сценарии 9 класс