Рождество всегда сопровождалось яркими народными обычаями. Колядовали, по домам ходили ряженые — рядились медведями, петрушками, чертями; катались ка санках с горы, метали снежки в цель, собирали вкусный стол, вечером шли на посиделки, чтобы повеселиться и присмотреть жениха или невесту.
Колядка (от лат. Calendae — первый день месяца) — это обрядовая песня с пожеланиями богатства, доброго здоровья хорошего урожая. Исполнялись колядки на святках, преимущественно в ночь под Рождество. Хозяева выносили колядовщикам угощения, а те им желали всяческого благополучия.
На новое вам лето.
На красное вам лето!
Куда конь хвостом —
Туда жито кустом.
Куда коза рогом —
Туда сено стогом.
Сколько ос и ночек.
Столько вам свиночек;
Сколько елок,
Столько вам и телок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.
Счастья вам, хозяин с хозяюшкой.
Большого здоровья,
С Новым годом!
Со всем родом!
Обряд колядования, несмотря ни на какие преследования, направленные против него грамоты, пережил и в ряде местностей сохранил даже названия песен, упоминавшихся в XVI—XVII веках. В Муроме Владимирской губернии и его окрестностях, толпы колядчиков стоят перед домом и спрашивают позволения петь тусень.
—Дома ли хозяева? - спрашивают колядчики.
—Дома нет - отвечают им.
—Где же хозяин?
—Уехал на торг, соли купить.
—Для чего соли?
—Мясо солить.
—На что мясо?
—Сына женить.
—На что сына женить?
—Чтобы пашеньку пахати, хлеба промышляти.
Типично святочным увеселением признается ряжение. Часто это бесхитростное увеселение, состоящее в том, чтобы изменить свой облик, сделать себя неузнаваемым и дурачить, веселить или пугать окружающих своим комическим видом.
Чаще всего рядятся стариками и старухами, старики — с огромными бородами, и мохнатые или горбатые, цыганами, солдатами или Петрушкой.
Ряженые пляшут, кувыркаются, говорят писклявыми голосами. Надевали не только маски, но и костюмы. Ряженые целыми ватагами ходили из избы в избу, иногда из деревни в деревню.
Люди маскировались также и животными, иногда водили животных с собой. Из этих животных, прежде всего, обращает внимание на себя коза. Маска козы чаще встречается у украинцев и белорусов. Шествие с козой иногда сопровождалось процессией колядующих. В Минской губернии несколько молодых хлопцев собираются в какую-нибудь хату, преимущественно малосемейную, и здесь наряжают козу. Самого смышленого из хлопцев одевают в тулуп, вывороченный на изнанку, на ноги ему надевают другой тулуп, тоже вывороченный, оба тулупа скрепляют у пояса веревкой, отчего правда, выходит подобие скорее медведя, чем козы. Лицо этой козы вымазывают сажей или надевается на него маска. На голову одевается шапка, к которой прикреплены рога, сплетенные из лозы и соломы. К довершению наряда этому парню в руки дается упряжная дуга, на которую он садится верхом и коза готова. Неразлучными спутниками козы являются «дед», «цыган», «музыкант» с «песельниками». В деда выбирают тоже молодого парня, способного играть эту роль. Кроме ветхой, изорванной одежды, покрывающей деда, ему надевают на лицо маску из березовой коры, на которой красуется огромный бурак, служащий вместо носа, и длинный клок льна или пеньки вместо бороды. Дед дурачится, занимает хозяина веселым разговором, угощает его золой вместо табака. Дается представление, коза под песню поворачивается разными боками. В песне поется, что козу хотят бить. Под слова песни «ой ударил козоньку» один из толпы ударяет по рогам козу, которая падает и лежит до тех пор, пока поющие не дойдут до слов «здорова стала». Тут она вдруг встает, кланяется хозяину в ноги и начинает плясать. В это время начи-нают играть на скрипке уже с аккомпанементом бубна, а до этого момента играли только на скрипке. Шествие сопровождается песней: «где коза ходит, там жито родит, где коза хвостом, там жито кустом, где коза рогом, там жито стогом». Плодовитость и силу животных стараются передать земле. Между плодовитостью животных и плодовитостью земли существенной разницы не делали.
У великороссов преобладает обряд «кобылку водить». Игра эта когда-то была очень распространена. Упоминания «бесовской кобылки» в церковных поучениях довольно многочисленны. Основание лошади составляют два парня. Передний держит в руках двухконечные вилы, к которым прикрепляется соломенная голова с ушами. Все это обтягивается попоной. На «лошадь» садится всадник, т.е. на плечи переднего парня садится мальчик.