Материал № 664
Праздник для старшей группы
Наглядные пособия и реквизиты: Аудиозапись: «Тройка с бубенцами»,
игрушки /лиса, заяц, снегири, ёлочки/,
посылка с письмом,
шумовыми инструментами, элементами
русского народного костюма, два
фланелеграфа, силуэты рукавичек,
мелкий материал для украшения рукавичек.
Ход занятия
- Дети, скоро наступает Новый год, и каждое музыкальное занятие приближает нас к этому дню. Обычно на праздник приходят гости, и сегодня к нам тоже пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Какие вы пришли нарядные, нашим гостям интересно посмотреть, как вы готовитесь к празднику.
- Мы живём с вами в мире звуков, они окружают нас дома и на улице.
/ Прослушивание аудио записи как едет тройка с бубенцами и колокольчиками./ Дети, что вы услышали? / Звон колокольчиков, топот копыт, едут санки./
- Кто может ехать на таких санках?/ Ответы детей./ Дед Мороз живёт в городе Великий Устюг, он объезжает свои владения, и собирается в путь на сказочных санках с бубенцами и колокольчиками, запряжённых в тройку лошадей. Давайте представим себе, что мы едем на таких санках по лесу. А чтобы было веселей, возьмите вот эти колокольчики. / Дети звенят в колокольчики и бегут по кругу на носочках под музыку песни « Санки» муз. Красева./ Посмотрите, мы приехали в лес, а за густыми ёлками заснеженная полянка. Каких лесных обитателей вы увидели? / Зайчата, лиса, снегири./ Они тоже готовятся к встрече Нового года. Давайте подарим им наши колокольчики./ Дети кладут колокольчики под ёлочку./ Теперь садитесь на свои места.
- У лесных зверей есть песенки, со своей мелодией и ритмом.
Скачет зайка скок-скок-скок,
А лисичка топ-топ-топ.
-Давайте прохлопаем как скачет зайка и топает лисичка, а помогут вам вот эти картинки. Маленький зайчик – короткий звук, а большой – долгий. / Дети прохлопывают ритмический рисунок./ Кто ещё сидел на полянке? / Снегири./ Эти птицы прилетают к нам зимовать. У них тоже есть своя песенка, её мелодия живёт на одном звуке и у неё другой ритмический рисунок. Послушайте её. / Исполнение /. Посмотрите на картинку – схему этой песенки-распевки. Под каждой картинкой есть ноты, нота с хвостиком – короткий звук, нота с палочкой – долгий. Давайте прохлопаем ритм на слог «да», а теперь споём на слог «лё»./ Спасибо.
- В какое время года мы отмечаем новогодний праздник. / Зимой./ Послушайте песню «Зимушка-зима». Её написала детский композитор Т.С. Вахрушева./ Исполнение песни./ Какая эта песня по характеру? / весёлая, бодрая/. Какой темп песенки? /быстрый или медленный/.
- О чём в ней поётся? / о зиме/, о каких животных?/ Ответы детей./
- Песня начинается с музыкального вступления. Между каждым куплетом проигрыш, мелодия его такая же, как и у вступления.
- В этой песне два куплета и припев. Припев повторяется после каждого куплета слова и мелодия у него не меняются.
Белая, белая, стала вся земля – это первая музыкальная фраза.
- Пожалуйста, пропойте её.
Это зимушка зима к нам пришла – это вторая музыкальная фраза, споём её. Теперь соединим две музыкальные фразы и споём под музыку. / Дети поют под музыку./
- Дети, давайте поиграем в хор. Я буду солистом и петь куплеты, а вы хор,
дружно подпевать припев. Кто запомнил слова куплетов, можете подпевать. Песенка наша о зиме, давайте на вступление и проигрыш покажем руками как кружатся снежинки. А теперь встали все как в хоре, наше выступление начинается./ Исполнение песни./
- Я знаю, что к новогоднему празднику вы учите стихи, песни и хороводы. Давайте вспомним один из хороводов композитора Парцхаладзе «Возле ёлки». Хоровод исполнять сложно, нужно петь и выполнять движения. /Отметить выполнение движений, пение. Дети садятся на стульчики./
- Кто же долгожданные гости на ёлке? / Д. Мороз и Снегурочка./
- Дед Мороз ещё в пути. Но в детский сад уже пришла посылка от его внучки Снегурочки. Давайте её откроем. Ой, здесь интересная музыкальная игра, «Угадай на чем играю».Это игра молчанка, говорить ничего не нужно, карточки ваши всё покажут.
/Воспитатель играет на детских музыкальных инструментах за ширмой, дети показывают соответствующие карточки, какой инструмент звучит, затем воспитатель показывает этот инструмент./
- Дети, в этой посылке красивая картинка и письмо.
« Дорогие ребята! Желаю вам хорошо подготовиться к встрече Нового года.
Дедушка мой, Мороз Иванович, старенький. Если он в лесу заплутает, вы ему сыграйте на музыкальных инструментах песенку по веселей да погромче
Обязательно, Снегурочка!»
- Посмотрите, а на картинке зверята играют в оркестре. А в посылке столько красивых инструментов. Мы сейчас с Ольгой Григорьевной исполним р.н.п. « Как на тоненький ледок». Я буду играть на аккордеоне, а воспитатель на шумовых инструментах. / Исполнение./ Когда оркестр играет р.н.м. все музыканты надевают русские национальные одежды. Вы хотите поиграть в оркестре? Давайте подготовимся. Здесь в посылке и наряды оркестрантов-музыкантов. Для девочек кокошники, а для мальчиков пояса-кушаки.
Мы звоним, стучим, бренчим,
Всем понравиться хотим!
Заиграйте ложки громче,
Мы сейчас всех удивим!
/ Дети играют на ложках./
- Молодцы, дети, хорошо играли, Дед Мороз услышал нашу песню и обязательно придёт на праздник.
- А ещё – пишет Снегурочка – дедушка часто теряет рукавицы. Пожалуйста, приготовьте ему запасные.
-Рукавички у меня уже есть. Помогите их украсить по красивее, чтобы Дедушке Морозу угодить. / Дети на фланелеграфе украшают рукавицы./
- Очень красивые получились рукавицы, молодцы, Д. Мороз будет рад такому подарку.
Очень скоро Новый год
Вместе с ёлкой к нам придёт.
И зайчата, и лисята, снегири
И все зверята
Любят музыку и песни,
Праздник с ними интересней!
- А в посылке лежат шоколадки, это для вас их Снегурочка приготовила, угощайтесь.
- Дети, мне сегодня было приятно с вами заниматься. Вы почувствовали приближение праздника? У вас хорошее настроение? / Ответы детей./
Я очень рада, что вы любите музыку и с удовольствием занимались.
Без музыки, без песен
На свете грустно жить.
Я вам желаю с музыкой
И с песнями дружить!