Материал № 19
Дополнительные материалы по истории средневековой Кубани
После нашествия гуннов, покончившего с Боспорским царством и разгромившего готские племена на Кубани, произошли значительные изменения. Меоты (предки адыгов) были вынуждены покинуть Тамань и уйти на левобережье Кубани, в предгорья Кавказа. В V в. зихи возглавили просуществовавший до X в. союз адыгских племен. В русских летописях адыги упоминаются под именем касогов.
Нашествие гуннов изменило также и жизнь аланов, появившихся на Кавказе еще в I в. Часть из них была истреблена, часть вместе с гуннами ушла на запад и дошла до Северной Африки, а еще одна часть бежала на Кавказ, в верховья Терека и Кубани. Гунны, разгромив готов и боспорские города, переправились через Керченский пролив и двинулись на запад.
После гуннского нашествия в степях Предкавказья (византийские источники называют эти земли Оногурией, по имени одного из кочевых племен) кочевали многочисленные племена, среди которых доминировали аварские (огорские) племена. Предгорные районы Закубанья занимали племена зихов, сагинов и касогов. В VI в. кочевавшие по степным просторам Кубани племена были включены в состав Тюркского каганата. Начиная с VI в. в византийских источниках появляется имя болгар, олицетворяющее различные тюркоязычные племена Предкавказья. Византия была вынуждена вести активную политику по отношению к кочевникам. Одной из ее форм являлась христианизация этих племен (христианином был вождь болгар – хан Кубрат). Кроме этого, византийцы активно и умело натравливали кочевые племена друг на друга. В VII в. начинается процесс консолидации кочевых племен.
В восточном Предкавказье складывается Хазарский каганат, а в Приазовье болгары, сбросившие аварское иго, создают самостоятельное государство – Великую Болгарию. После смерти хана Кубрата (около 642 г.), объединившего под своей властью кочевников Приазовья, на болгар обрушились хазары. Они покорили орду старшего сына Кубрата – Батбая (Батбаяна), оставшегося на Кубани. Младший из сыновей Кубрата – Аспарух увел свою орду на Дунай, где в окружении славянских племен создал новое болгарское государство. Еще один сын Кубрата – Котраг ушел со своими людьми на восток в междуречье Дона и Донца. Позднее котраги (подданные Котрага) откочевали на Волгу, где основали Волжскую Булгарию. Кроме болгар, хазары формально подчинили своему влиянию часть аланов и касогов, выплачивавших им дань, но постоянно страдавших от их набегов. В конце VIII в. хазары принимают иудаизм, что являлось политическим актом, так как отделяло хазарскую верхушку и от православной Византии и от мусульманского Арабского Халифата. Хазарским правителям в то же время приходилось опасаться нападений не только со стороны византийцев и арабов, но и со стороны кавказских горцев, и с севера. Там в IХ в. происходит усиление не только кочевников (печенегов и торок – гузов (огузов)), но и славян-земледельцев, еще недавно выплачивавших дань хазарам.
К Х в. относится расцвет аланского государства, которое признавалось самым сильным в юго-восточной Европе. Впервые племена алан появляются на территории Северного Кавказа еще в I в. н. э., им удалось подчинить ряд местных племен и распространить на них свое название. От античных авторов (Иосиф Флавий, Хоренаци и других) мы получили сведения о военных походах аланов в Мидию, Армению, Каппадокию (I – II вв. н. э.). В V – VII вв. происходит формирование аланского государства, сыгравшего важную роль в борьбе с арабской экспансией. При царе Сарозии складываются тесные контакты Алании с Византией (550 – 551 гг.). Быстрому развитию экономики Алании способствовал тот факт, что через западную Аланию проходил небольшой участок «Великого шелкового пути». В начале Х в. аланы приняли христианство. Аланы подчинили своему влиянию часть адыгов, вайнахских и тюркских племен Кавказа. Феодальная раздробленность наступает у алан в XII в. Тогда же аланы сталкиваются с племенами половцев (кипчаков), которые позднее становятся их союзниками.
В Х в. Хазария пала под ударом дружины киевского князя Святослава I. О проникновении славян в Причерноморье еще при Игоре говорят его договоры с Византией. В 965 г. Святослав I разгромил хазар и основал Тмутараканское княжество. Владимир Красное Солнышко, сын Святослава I, в 988 г. отправляет на Кубань княжить своего сына Мстислава, при котором Тмутаракань переживает период расцвета. После смерти Мстислава в 1036 г. его владения отходят к Ярославу Мудрому. По завещанию Ярослава тмутараканские и черниговские земли отходят к Святославу II (сын Ярослава Мудрого). Святослав II выделяет Тмутаракань в удел своему сыну Глебу. Но у Глеба нашелся грозный соперник, еще один внук Ярослава, – Ростислав (князь – изгой, не получивший наследства). Ростислав изгнал Глеба, но не стал биться с дружиной Святослава II, пришедшей на помощь Глебу, и без боя оставил Тмутаракань. Когда же дружина Святослава покинула Тмутаракань, Ростислав возвращается и вновь изгоняет Глеба. В 1066 г. Ростислав был отравлен византийцами, и Глеб возвращается на потерянный им престол. С его именем связана надпись на «тмутараканском камне», найденном черноморскими казаками в 1792 г.
Борьба князей Ярославичей за киевский престол приводит к тому, что черниговский князь Олег, сын Святослава II, лишается престола. В 1078 г. он бежал из Чернигова в Тмутаракань, где правил его младший брат Роман, сменивший на княжении Глеба в 1077 г. Заручившись помощью половцев, братья Святославичи (Роман, Олег и их двоюродный брат Борис) обрушиваются на Русь. Им удалось разгромить объединенную рать Всеволода и Владимира Мономаха в бою на реке Сожице и захватить Чернигов. Правда, удержать Чернигов они не смогли, когда против них выступили Изяслав и Всеволод. В решающей битве на Нежатиной Ниве (3 октября 1078 г.) войско Святославичей вновь потерпело поражение. Роман был убит половцами, а Олег попал в плен к хазарам, которые продали его в рабство (или передали в качестве заложника) грекам. В Тмутаракани после этих событий власть переходит в руки посадника Ратибора, назначенного Всеволодом. Но на этом борьба за Тмутаракань не закончилась. Вскоре Ратибор был изгнан князьями Давидом и Володарем (сын отравленного греками Ростислава).
Олег, оказавшись за пределами Родины, не погиб. На Родосе он женился на представительнице знатного рода Феофании Музолон, а в 1083 г. возвратился на Русь. Ему удалось изгнать Давида и Володаря и занять тмутараканский престол. В 1093 г. умирает последний из сыновей Ярослава Мудрого Всеволод, и Олег вновь предъявляет претензии на Чернигов. Начиная с 1094 г. возобновляется междоусобица на Руси. Тмутаракань оказывается отрезанной от остальных русских земель половцами, союзниками Олега, и из русских летописей исчезают сведения о Тмутаракани.
После того как Олег с дружиной покинул Тмутаракань, город продолжал жить. Он возвращается под влияние Византии. Жена Олега Феофания становится архонтессой (княжной, правительницей) Руссии и окрестных земель. Между жителями Руссии и Матархи или Матрики (Тмутаракани) долгие годы шли военные столкновения, что было вызвано женитьбой Олега на дочери половецкого хана и борьбой за власть византийской и половецкой партий. Победа осталась за византийцами. В XII в. начинается проникновение на Кубань генуэзцев, которые получают права на ведение торговли с местными племенами от византийских императоров.
В XII в. половцы (кыпчаки или кипчаки) вступают в период перехода от военной демократии к формированию раннефеодального государства. Половецкие земли (Дешт-и-Кыпчак) делятся на несколько владений, возглавляемых ханами, которые с помощью дружины, состоящей из профессиональных воинов, держат в подчинении рядовых кочевников («черный люд»). На Северном Кавказе половцы вытеснили печенежские и огузские орды и их владения, вплотную приблизились к землям, населенным предками адыгов (касогами и зихами). Касогам и зихам удалось успешно выдержать натиск половцев и между ними установились взаимовыгодные торговые отношения.
Развитие социально-экономических отношений в Прикубанье в XIII в. было приостановлено нашествием татаро-монголов. Под их удары попали касоги, а также аланы и половцы, не сумевшие объединиться для борьбы с иноземным врагом. В 1239 г. сопротивление аланов и половцев было подавлено, а столица Алании – Магас был разрушен. Во второй половине XIII в. – в начале XIV в. в приазовских степях образовалась самостоятельная орда (или Мангытский юрт), во главе которой стоял темник (хан) Ногай. Тогда же начинается строительство торговых факторий генуэзцев на берегах Черного и Азовского морей.
В 1266 г. по договоренности с правителем Крыма Магуханом генуэзцы основывают в Крыму свою первую колонию Кафу. Закрепившись в Крыму, они начинают освоение Причерноморья и Приазовья. На этой территории они основывают 39 торговых поселений от Тамани (Матрега) до Сухуми (Себастополис). Важную роль среди них играли Матрега (современная Тамань), Копа или Копарио (Славянск-на-Кубани), Мапа (Анапа), Тана (Азов), Бата и Колос-Лимен (Новороссийск), Маврокало (Геленджик), Бальзамихи (Ейск). В Мапе брала начало караванная дорога, связывавшая черноморское побережье с побережьем Каспийского моря и центральным Кавказом. В XV в. власть генуэзской республики в Причерноморье начинает ослабевать, в 1419 г. Матрега переходит под власть дворян из рода Гизольфи.
С появлением генуэзских торговых поселений народы Причерноморья вовлекаются в межгосударственную торговлю, участвуя в транзите товаров между Западом и Востоком. Существование торговых поселений устраивало местную племенную знать, которая получает от сотрудничества с генуэзцами значительную выгоду, активно участвуя в торговле рабами. Торговля генуэзцев с местными племенами носила меновый характер. Единицей обмена был бокассин – мера ткани для пошива мужской рубахи, хотя имели хождение и серебряные монеты.
Потерпев поражение от татаро-монголов местная племенная знать, была вынуждена пойти к ним на службу. Ее представители во главе своих дружин участвовали в военных набегах на Русь. Приняли они участие и в знаменитой Куликовской битве (наряду со специально нанятой генуэзской пехотой). В 1395 г. в Предкавказье вторглись отряды Тимура (Тамерлана), разгромившие орду Тохтамыша. Они безжалостно разорили земли адыгов, несмотря на ожесточенное сопротивление горцев.
В конце XIV – начале XV в. растет число столкновений между генуэзцами и местными племенами. В 1457 г. адыгский князь Кадибельди берет штурмом Матрегу. Конец генуэзскому присутствию в Причерноморье положили турки-османы. После захвата Константинополя (1453 г.) они повели наступление на позиции генуэзцев в Причерноморье. Тогда же начинается распад Золотой Орды. Орда хана Хаджи-Гирея обосабливается от Чингизидов и подчиняет своему влиянию Крым, образуя самостоятельное крымское ханство, в состав которого входил и Таманский полуостров. Вскоре Крым попадает в вассальную зависимость от Османской империи. В 1475 г. под ударом татаро-турецких войск пала Кафа, а затем и Матрега. Последний правитель Матреги Захарий Гуйгурсис, изгнанный турками, был вынужден обращаться за помощью к великому московскому князю Ивану III. Центром турецкой администрации на Тамани становится построенная турками крепость Хункала, которая просуществовала до конца XVIII в. Позднее турки строят крепости Темрюк (1519 г.) и Кызыл-Таш, опираясь на которые, они ведут наступление на земли адыгов.
В 1479 г. турки и крымские татары предприняли первый поход против адыгов. Новый поход на земли северо-западных адыгов турки предприняли в 1501 г. Сведения об этом походе содержались в сообщениях русского посла в Крыму (при дворе Менгли-Гирея) Ф. Ромодановского. В начале XVI в. эти походы стали следовать один за другим. Это было вызвано началом ирано-турецкой войны (1514 – 1555 гг.), когда ареной боевых действий стало Закавказье и Северный Кавказ. Несмотря на отчаянное сопротивление, адыги были вынуждены признать зависимость от крымских ханов (сведения об этом содержатся в послании хана Мухаммед-Гирея 1519 г. в Москву). Одним из средств распространения влияния турецко-татарских феодалов стал ислам.
Взаимоотношения кавказских горцев с Ногайской Ордой прослеживаются, начиная с конца ХV в., когда они часто объединялись для нанесения совместные ударов по Большой Орде. Эти набеги подорвали позиции Орды в Предкавказье.
К середине ХVI в. в связи с усилившейся агрессией крымских ханов в волжском бассейне Россия активизирует свою внешнеполитическую деятельность в этом регионе. В целях усиления своего влияния в Поволжье Россия идет на сближение с Ногайской Ордой, находившейся во враждебных отношениях с Крымским ханством, имевшим влияние на Казань и Астрахань.
К середине второй половины XVI в. между Россией и Ногайской Ордой устанавливаются дипломатические отношения, а вслед за присоединением Астрахани (1556 г.) они становятся постоянными. В середине XVI в. один из могущественных князей Кабарды Темрюк Идарович, придерживающийся прорусской ориентации, выдает свою среднюю дочь Малхуруб за сына князя Ногайской Орды Тинехмата. Измаил (отец Тинехмата) так же, как и Темрюк, был готов к союзу с Москвой. В середине XVI в. в Ногайской Орде вспыхнула междоусобная война между различными группировками ногайских феодалов.
Среди всех противников князя Измаила самым активным и наиболее опасным был его внучатый племянник Казы-мурза, сын Ураки. Казы-мурза основал свой «Казыев улус», или Малую Ногайскую Орду. У ногайцев тогда были еще сильны родоплеменные отношения. Орды делились на поколения, поколения – на аулы, а аулы на казаны (семьи). Основным занятием ногайцев являлось кочевое скотоводство. Отсутствие поселков и городов стало причиной слабого развития технических ремесел и промыслов, самыми развитыми из которых, были домашние промыслы. Хозяйство ногайцев являлось натуральным, внутренняя торговля была развита слабо.
Казы обосновался со своими улусами между Кабардой и Азовом и находился в номинальном подданстве турецкого султана. В то же время он сумел обеспечить устойчивые дружеские отношения с Крымским ханом Девлет-Гиреем. Казы также ищет контакты для сближения с черкесскими племенами после того, как его Орда начинает кочевать на Северном Кавказе. Он женился на черкесской княжне. Женой князя Малой Ногайской Орды Казы Уракова стала дочь одного из князей Кабарды Пшиапшоко Кайтукина.
Структура ногайского общества
|
султаны |
|
|
|
|
|
|
мурзы |
|
|
|
|
|
|
беи |
|
|
|
|
|
|
уздени (дворяне, представлявшие служилое сословие) |
|
|
|
|
|
|
кадии, наибы, ахуны
(представители высшего мусульманского духовенства) |
|
|
|
|
|
|
муллы, эфенди
(представители низшего мусульманского духовенства) |
|
|
|
|
|
|
байгуши или байкуши (свободные крестьяне – скотоводы) |
|
|
|
|
|
|
чагары (зависимые, крепостные крестьяне – скотоводы) |
|
|
|
|
|
|
|