Четверг, 14.11.24, 01:36
Приветствую Вас Гость | RSS

ГЛАВНАЯ  ГОСТЕВАЯ  САЙТЫ  ФОРУМ  СВЯЗЬ  СТАТЬИ  ДЕТЯМ  ВИДЕО  ОНЛАЙН ИГРЫ  ФОТО  ТЕСТЫ  FAQ
Форма входа
Меню сайта
     Детский сад
     Детский портал
     Учительский портал
     Библиотека учителя
     Родительское собрание
     Классный час
     Учителю
     Программы
     Афоризмы и цитаты
     Игры и конкурсы
     Поздравления
     Сценарии
     Викторины
     Пословицы
     Потешки
     Загадки
     Сказки
     Басни
     Стихи
     Песни
     Песни - переделки
     Факты, истории
     Тосты
     ГДЗ
     Города России
     Пришкольный лагерь
     Сочинения 9 класс
     Сочинения 10 класс
     Театральная читка
     Детские раскраски
     Детские книги WinRAR
     Детские песенки mp3
     Аудио-сказки mp3
     Аудио-басни mp3
     Игры-скачать, онлайн
Статистика

Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0


сценариев: 1647
материалов: 3024
ПРИНТЕР
Главная » Статьи » Праздники, истории и др. » всё о казаках

Праздники народов мира [0] Новый год [67] старый новый год [6]
рождество [19] пасха [10] день Валентина [35]
23 февраля [24] 8 марта [21] 1 апреля [16]
масленица [0] 1 мая [0] 9 мая [0]
всё о казаках [32]

Хазарский каганат "Кубань в период появления древних государств"


Источник:

Цвет фона: Шрифт:

Материал № 17

Хазарский  каганат

Владения  Хазарии,  просуществовавшей  с  VII  по  X в.,  простирались  от  дельты  Волги  до  Крыма  и  Днепра,  так  отмечено  в  летописи  византийского  монаха  Феофана  Исповедника.  Первые  упоминания  о  хазарах  содержатся  в  сочинении  «История  Армении»,  принадлежащем  армянскому  историку  Моисею Хоренскому  (Мовсесу  Хоренаци),  жившему  в  V в.  События,  описываемые  в  этой  истории,  говорят,  что  во  времена  армянского  царя  Вахаршака  (III в.)  «толпы  хазар  и  басилов,  соединившись,  прошли  через  ворота  Джора  под  предводительством царя своего – Внасепа Сурхана, перешли  Куру  и  рассыпались  по  сю  сторону  ее».  Вахаршак  разгромил  и  погнал  их.  Сведения  о  хазарах  есть  в «Церковной  истории» (Псевдозахария)  Захария  Ритора  (VI в.)  и  в  известной  летописи  «История  албан»  Моисея  Каланкатуйского.  Они  рассказывают  о  нашествии  хазар  на  Закавказье  во времена правления персидского  царя  Шапура II  (IV в.).  Арабский  писатель  Якуби,  живший  в  IX в.,  ссылаясь  на  более  ранние  источники,  пишет  о  войне  хазар  с  персами.  Это  события  не  могли  происходить  раньше  531 г.,  поскольку  персидский  шах  Кавад,  упоминаемый  Якуби,  в  этом  году  уже  не  царствовал.
Хазары  в  этот  период  входили  в  состав  Тюркского  каганата,  раскинувшегося  на  степных  просторах  от  Китая  до  Волги.  В середине  VI в.  тюркский  хан  Бумин  (Тумынь)  нанес  сокрушительное  поражение  армии  жень-жень  (жужань),  после  чего  он  присвоил  себе  титул  кагана.  В  отличие  от  византийских  и  арабских  авторов,  причисляющих  хазар  к  тюркам,  сами  они  считали  себя  родственными  по  происхождению  с  уграми,  аварами,  гузами,  болгарами  (булгарами)  и  савирами.  По  языку  они  были  близки  к  булгарам,  как  утверждал  писатель  X в.  Истахри.  Именно  болгары  и  хазары  первыми  создали  самостоятельные  государства  на  развалинах  Тюркского  каганата,  разгромленного  Китаем  (в  630 г.  Китай  разгромил  Восточно-тюркский  каганат, а в 659 г. Западно-тюркский.).  Тюркюты  не  встретили  сильного  сопротивления.  Их  войско  достигло  «Западного  моря»  (Аральского  моря), Фирдоуси  указывает  следующие  границы  их  владений:  «от  Чина  (Китая)  до  берега  Джейхуна  (Аму-Дарьи)  и  до  Гульзариуна  (Сыр-Дарьи)  по  ту  сторону  Чача  (Ташкента)».  Согдиана  в  это  время  принадлежала  эфталитам,  с  которыми  и  столкнулись  завоеватели.  Таким  образом,  тюркюты  подчинили  себе  весь  центральный  Казахстан,  Семиречье  и  Хорезм.  По мнению большинства  исследователей,  временем  основания  Хазарского  каганата  следует  считать  середину  VII в.  Первыми,  кого  поработили  хазары,  были  болгары.  Первое  упоминание  о  хазарском  присутствии  на  Северном  Кавказе  содержится  в  «Церковной  истории»  Псевдозахария.  Поскольку  в  ней  упоминаются  авар,  то  эти  события  датируется  не  ранее  560 – 562 гг.,  когда  на  Кавказ,  преследуя  авар,  впервые  проникают  тюркюты.  В  период  правления  византийского  императора  Маврикия  появляются  первые  сведения  о  хазарах  в  византийских  хрониках  (Иоанна  Эфесского),  наряду  со  сведениями  о  болгарах  и  берсилах.  Хронистами  отмечен  их  поход на  Византию  под  предводительством  Бури-хана.
Расширяя  границы  своих  владений,  хазары  совершали  свои  грабительские  набеги  в  Закавказскую  Албанию  в  союзе  с  византийскими  императорами.  Хазары  и  другие  кочевые  племена,  выступавшие  в  сложнейшие  для  Византии  моменты  в  качестве  ее  союзников,  стремились  поживиться  за  счет  богатых  городов  Азербайджана  и Албании.  Договор  о  перемирии  между  Ираном  и Византией  позволил  грекам  урегулировать  положение  на  северных  границах  Албании.  Иранский  шахиншах  Хосров  Ануширван I  сумел  одолеть  хазар,  и  для  закрепления  успеха  женился  на  дочери  хазарского  хана.  Византии  было  выгодно  иметь  таких  союзников.  Византия  стала  периодически  заключать  договоры  с  хазарами:  первый – в  80-х гг.  VI в.,  а  потом  в  625 г.  Он  был  заключен  между  царем  Ираклием  и  Ябгу-каганом  (Джебу-каганом),  наместником  кагана.  Союз  был  скреплен  обручением  дочери  императора  Ираклия  Евдокии  с  Джебгу-каганом.  Спустя  два  года  хазары  в  составе  тюркского  войска  присоединились  к  войску  царя  Ираклия  для  похода  на  Иран.  Вначале  их  орда  осадила  Дербент.  После  взятия  Дербента  тюркюты-хазары  (так  хазары  назывались  до  650 г.,  поскольку  в  тот  период  они  еще  входили  в  состав  Тюркского  каганата)  сокрушили  Албанию,  а затем  вторглись  в  Иверию  (Грузию),  где  недалеко  от  Тбилиси  произошла  встреча  тюркютского  кагана  и  византийского  императора.  Осада  Тбилиси  оказалась  неудачной.  Ираклий  распустил  войска  союзников,  но  каган  оставил  ему  свое  40-тысячное  войско  под  предводительством  своего  сына  (Бури-шада)  Зиевила.  В  628 г.  осада  Тбилиси  возобновилась,  и  город  пал.  В  653/654 г.  хазарам  пришлось  защищать  свои  южные  границы,  поскольку  на  хазарские  земли  стали  претендовать  арабы.  Знаменитый  военачальник  Шахрбараз  (Шах-Вараз),  бывший  в  то  время  фактическим  правителем  Персии  (Ирана),  выслал  против  хазар  десятитысячный  отряд  (Абд-ар-Рахмана).  По  одной  из  версий,  арабы  в  этом походе победили, обратив  население  многих  хазарских  городов  в  ислам.  По  другой – хазары  оказали  мощное  сопротивление,  при  котором  погибли  4000  мусульман  и  был  убит  их  предводитель.  Хазары,  применили  обычную  тактику  кочевников,  половина  хазарского  войска  выступила  навстречу  неприятелю,  а  другая  скрылась  в  засаде.  Когда  первые,  вступив  в  битву,  обратились  в  бегство,  вторые,  выйдя  из  засады,  окружили преследователей и  перебили  их.  В  644 г.  арабы  предприняли  попытку  захватить  хазарские  земли  севернее  Дербента,  но  потерпев  поражение  в  бою  близ  Баланджара.  По  приказу  нового  халифа  в  Азербайджан  была  направлена  армия  под  предводительством  ал-Валида ибн Укба.  Этим  было  положено  начало  новому  этапу  завоевания  арабами  Азербайджана  и  новым  столкновениям  с  хазарами.  К  70-м гг.  VII в.  хазары  завоевали  не  только  азово-каспийские  земли,  но  и  Северное  Причерноморье,  включая  большую  часть  Крыма.  Власть  кагана  признало  все  тогдашнее  население  степей  Восточной  Европы,  что  обеспечило  Хазарии  международное признание в VIII - IX вв. На юге хазарам не удалось продвинуться  дальше Дербента,  напротив  которого  на  Тереке  были  построены  две  крепости – Самандер  и  Беленджер.
Хазары  занимали  стратегическое  положение  между  Волгой  и  Черным  морем,  политика  иранского  шаха  и  византийского  императора  состояла  в  том, чтобы  сохранить  с  каганами  добрые  отношения  и  тем  самым  обезопасить  себя  от  подвластных  им  племен.  И  хотя  хазарские  каганы  до  730 г.  были варварами  и  язычниками  с  ними  вынуждены  были  считаться.  Интересы  внутренней  и  внешней  политики  вынуждали  претендентов  на  престол  заключать  династические  браки  с хазарами.  Так,  византийский  император  Лев III  Исавр  в  732 г.  женил  своего  сына  Константина  на  дочери  (или  сестре)  хазарского  кагана,  которую  звали  Чичак  (Цветок),  после  крещения принявшей христианское имя – Ирина.  Сын  Ирины – император  Лев IV  был  назван  Львом  Хазаром  и  правил  Византией  с  775  по  780  год.  В  752  (или  753) г.  правитель  Армении  Язид ибн Усайд ас-Сулами  по  указанию  Аббасидского халифа  женился  на дочери  кагана  Багатура,  которую  звали  Хатун.  Но  вскоре  и  Хатун,  и  ее  дети  умерли.  Хазары  объявили  эту  смерть  коварством  арабов,  и  пошли  на  них  войной.
Войны  с  арабами  длились  более  100  лет  и  закончились  для  хазар поражением,  хотя  часто  победа  была  и  на  их  стороне.  В  начале  VIII в.  воинству кагана удалось взять штурмом Дербент и  перенести  военные  действия  сначала  на  территорию  Азербайджана,  а  потом  в  Армению.  В  730 г.  хазары  вновь  разбили  арабов  в  битве  при  Ардебиле.  Но  уже  в  737 г.  сильная  арабская  армия  под  командованием  Мервана ибн Мухамада  вновь  захватила  Дербент  и  вторглась  в  Хазарию.  Самандер  и  Беленджер  были  взяты  штурмом. Каган,  узнав  о  разгроме  своей  армии,  признал  себя  побежденным.  Одним  из  условий  заключенного  мира  было  принятие  каганом  ислама.  Хазары  были  вынуждены  платить  дань  (джизийа)  арабам.  Согласно  шариату  (исламскому  закону),  джизийа  взималась  ежегодно  с  лиц  мужского  пола  в  зависимости  от  их  состоятельности:  богатые  должны  были  уплачивать  48  дирхемов,  лица  со  средним  достатком – 24,  а  бедные – 12  дирхемов.  С  лиц,  принявших  ислам,  взимался  десятинный  налог – ушр.  Земельный  налог – харадж  уплачивался  всеми  собственниками  независимо  от  религиозной  принадлежности,  с  той  разницей,  что  в  отличие  от  мусульман  ставка  этого  налога  для  немусульман  была  установлена  в  двукратном  размере.  Помимо  хараджа  и  джизйи  в  этот  период  существовал  и  целый  ряд  других  налогов,  таких  как  хумс,  взимавшийся  с  имущества  и  собственности  (до  1/5  части  дохода),  закат,  уплачиваемый  состоятельными  мусульманами  в  пользу  бедных,  закат  алфитр  (или фитра) – налог,  который  взимался  по  случаю  окончания  мусульманского  поста  (оруджлуга),  саадака  или  милостыня,  передававшаяся  в  пользу  бедных.  Стараясь  обезопасить  себя  от  победителей,  каган  вынужден  был  перенести  свою  столицу  на  Волгу.  Так  возник  Итиль – город,  который  до  сих  пор  ищут  археологи  и  историки.
Несмотря  на  частые  военные  кампании,  Хазарский  каганат  в  первой  половине  VIII в.  оставался  наряду  с  Византией  и  Ираном  весьма  могущественным  государством  раннего  средневековья.  Обращение  хазарского  кагана  в  ислам  было  недолгим,  он  вскоре  отказался  от  религии  врагов.  Но  это  не  помешало  мусульманству  распространяться  в  Хазарии.  Христианство,  как  религия,  для  ряда  областей  Крыма  и  Кавказа  (подвластных  хазарам),  также  не  было  новым.  Помимо  этих  религий  довольно  значительная  часть  населения  каганата  в  первой  половине  VIII в.  хранила  верность  языческой  религии  предков.  Такое  разное  вероисповедание  в  одном  государстве  не  могло  содействовать  его  успешному  развитию.  Правящая  верхушка  каганата  оказалась  перед  сложным  выбором  между  христианством,  исламом  или – третьей  религией,  которая  позволила  бы  Хазарии  занять  равноправное  положение  между  Византийской  империей  и  Арабским  халифатом.  В  итоге  был  выбран  иудаизм.  Хазары  приняли иудаизм добровольно при царе Булане, который  окончательно  утвердился  при  его  внуке  Обадии.  Стоит  отметить,  что  евреи  в  Хазарии  жили  давно.  В  начале  VI в.,  после  гражданской  войны  в  Иране,  некоторая  часть  евреев  бежала  сначала  на  Кавказ,  а  потом  осела  по  соседству  с  хазарами  на  берегах  Терека.
Последствия  смены  веры  в  каганате  были  неоднозначны.  По  одной  из  версий,  принятие  иудаизма  стабилизировало  ситуацию  в  каганате  после  поражения  в  войне  с  арабами  и  способствовало  его  расцвету,  росту  городов  и,  в  целом,  успешному  развитию.  Однако  византийские  хроники  повествуют  о  жестокой  гражданской  войне  в  Хазарии  в  начале  IX в.,  начавшейся  после  реформ  хазарского  царя  Обадия.  Возможно,  с  принятием  иудаизма  изменился  статус  самого  кагана,  и  власть  фактически  перешла  к  беку.  Именно  в  интересах  бека  было  укрепление  городов  и  развитие торговли.  Бек  был  заинтересован  в  передаче  власти  по  наследству  и  в  уменьшении  роли  старой  племенной  аристократии.  Он  же  был  заинтересован  и  в  принятии  единой  религии.  Вероятно,  бек играл  в  Хазарии  примерно  ту  же  роль,  что  и  первосвященник  в  древней  Иудее.  Именно  беки  начали  войны  расширившие  территорию  каганата,  под  власть  хазар  попали  камские  булгары,  буртасы,  мордва,  марийцы,  вятичи,  северяне  и  поляне.  Отгораживаясь  от  славян,  в  834 г.  хазары  построили  на  Дону  крепость  Саркел.  Хазары  захватили  главный  город  крымских  готов  Дорас,  куда  был  назначен  хазарский  правитель  (тудун).  В  787 – 791 гг.  в  Крыму  вспыхнуло  восстание  христиан  под  предводительством  Иоанна  Готского.  Фуллы – бывшая  хазарская  крепость  стала  позже – центром  самостоятельной  (Фульской)  епархии.
Родовая  аристократия,  недовольная  реформами  Обадия,  а  также  тем,  что  беки  превратили  кагана  в  бессильного  царя,  восстала  против  правящей  верхушки.  Восстание  было  подавлено  самым  жестоким  образом.  Междоусобица  продолжалась  несколько  лет  и  сильно  ослабила  хазарское  государство.  В  ее  итоге  Крым  откололся  от  Хазарии  и  отошел  под  власть  Византии.
Интересы  требовали  от  хазар  торговых  отношений  с  исламским  миром,  поэтому  Хазария  ориентировалась  уже  не  на  Византию,  а  на  мусульманский  Восток.  Византия,  в  свою  очередь,  продолжала  быть  заинтересованной  в  христианском  присутствии  в  Хазарии  и  отправила  в  860 г.  в  каганат  своего  полномочного  представителя  и  проповедника  Кирилла.  Кирилл  был  принят  каганом  с  почестями,  беседовал  с  ним  и  в  прениях  о  вере победил  своих  противников,  что  отражено  в  летописи  («Паннонское  житие»).  В  результате  всех  внутренних  конфликтов  каган  Обадий  и  его  окружение  укрепили  свою  власть,  но  распространить  иудейство  в  качестве  основной  религии  им  не  удалось,  поскольку  хазары-христиане  и хазары-мусульмане  активно  противостояли  этому.
В  начале  Х в.  хазары  столкнулись  с  печенегами.  В  913 г.  хазары  и  огузы  одержали  победу  над  печенегами,  которые  жили  на  Яике  и  Эмбе  и  контролировали  отрезок  караванного  пути  из  Итиля  в  Китай,  бой  произошел  в  междуречье  Яика  (Урала)  и  Волги.
После  похода  Олега  на  Византию  в  начале  X в.  хазары,  оценив  силу  Руси  как  возможного  противника,  были  заинтересованы  в  добрососедских  с  ней  отношениях.  Поэтому  они  стали  пропускать  отряды  руссов  для  грабительских  набегов  в  Каспийское  море.  В  913 г.  отряды  руссов  и  варягов  на  500  кораблях  вышли  в  Каспийское  море.  Они  обрушились  на  южный  берег,  а  потом  напали  на  Ширван,  Азербайджан,  Табаристан.  Вернувшись  в  Итиль  с  огромной  добычей,  руссы  поделились  частью  с  каганом,  однако  тот  не  спешил  их  пропустить  обратно  и  по  просьбе  наемной  мусульманской  гвардии  позволил  им  напасть  на  руссов.  Оставшиеся  в  живых  руссы  пытались  бежать  вверх  по  Волге,  но  по  пути  были  истреблены.
Византия  в  924 – 926 гг.  подготовила  против  Хазарского  Каганата  восстание  асов,  гузов,  печенегов,  но  они  были  разбиты  правителем  Хазарии  Вениамином  при  помощи  алан.  Но  уже  в  930 г.  при  кагане  Аароне  аланский  царь,  подстрекаемый  византийским  императором  Романом I  Лакапином  (919 – 944 гг.), выступил  против  хазар.
Военная  мощь  хазар  тем  временем  стала  убывать.  Окончательный  удар  по  хазарам  нанес  Святослав,  который  в  964 г.  пришел  на  Оку,  и  освободил  вятичей  от  хазарской  дани.  Он  понимал,  что  нанести  Хазарии  решающий  удар  через  донские  степи  не  удастся.  В  965 г.  дружинники  Святослава  срубили  ладьи  и  спустились  по  Оке  и  Волге  к  Итилю,  и  разграбили  его.  После  Итиля  Святослав  дошел  до  Семендера  и  разгромил  его,  а  на  обратном  пути  вверх  по  Дону  взял  и  Белую  Вежу  (крепость  Саркел).  Таким  образом,  Святослав  нанес Хазарскому каганату удар  сокрушительной  силы.  Военное  превосходство  над  соседними  государствами  были,  по  всей  видимости,  единственными  источниками  существования  Хазарского  каганата.  Лишившись  их,  Хазария  прекратила  свое  существование.

Дата

Событие

VI в.

Первые  сведения  о  хазарах.

545 г.

Установление  дипломатических  отношений  между  Китаем  и  вождем  тюркютов  Тумынем.

553 – 554 гг.

Союз  Ирана  с  тюркютами.  Династический  брак  Хосрова I  с  дочерью  тюркютского  кагана.

625 г.

Договор  тюркютов-хазар  с  Византией.

626 – 629 гг.

Завоевательные  походы  хазар  в  Закавказье.

середина  VII в.

Образование  Хазарского  каганата.  Захват  хазарами  Крыма  и  поход  в  Албанию.

начало  VIII в.

Столкновение  хазар  с  арабами.

721 – 722 гг.

Война  с  аланами.

20 – 30-е гг. VIII в.

Вторжение  хазар  в  Закавказье.

середина  VIII в.

Начало  арабо-хазарских  войн.

787 – 791 гг.

Восстание  Иоанна  Готского,  учреждение  Готской 
митрополии  в  Крыму.

860 г.

Путешествие  Константина  Философа  в  Хазарию.

начало  Х в.

Столкновения  хазар  с  печенегами  и  руссами.

965 г.

Поход  Святослава.

В  конце  Х в.,  потерпела  провал  попытка  восстановления  каганата  с  помощью  Хорезма.  После  этого  Хазарский  каганат  окончательно  прекратил  свое  существование.


Материал подготовил В. Г. Маркарьян,
заместитель директора ГИНМЦ,
преподаватель лицея ИСТЭк



GERASIMOVA.UCOZ.RU

Каталог статей - Праздники, истории и др. - всё о казаках - Хазарский каганат "Кубань в период появления древних государств"

Материал № 17


Нравится

Похожие материалы

Категория: всё о казаках | Добавил: ANG (12.09.09)
Просмотров: 2016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

ПРАЗДНИКИ

              Новый год
              Рождество
              День св. Валентина
              23 февраля
              8 марта
              Пасха
              Масленица
              1 апреля
              9 мая
              вечер старшеклассников
              Последний звонок
              Выпускной вечер
              1 сентября
              Школа
              День учителя
              День рождения
              Детский праздник
              Юбилей
              КВН
              Студенты
              Свадьба
              Православные
              Разные

Опрос


Набираем модераторов на форум. Заявки и идеи на Email

По результатам голосования

ФОРУМУ БЫТЬ!!!

30.01.11
Примите активное участие на форуме !!!


Анекдоты



***
- Наш преподаватель физики разговаривает сам с собой.
- Наш тоже, только он этого не понимает. Он думает, что мы его слушаем...

***
- Вовочка! -- строго говорит мать. -- Ты почему вчера не был в школе?
- А я подарок учительнице делал.
- Какой подарок?
- А у нее вчера был день рождения. Вот я и решил - пусть отдохнет без меня.


Вопросы

Великие имена
Наполеон I Объединив Италию под своей властью, Наполеон в 1805 г. короновался хранившейся в соборе города Монца древней короной лангобардских королей. До него ею венчались некоторые германские императоры. Внутри короны вставлен кованый железный обруч, составляющий главную ее ценность. В чем его уникальность?
ОтветОн сделан из железного гвоздя, которым прибивали к кресту Иисуса Христа (от него корона и получила свое название — «железная»).

Древние цивилизации
Инки
К выдающимся достижениям современной цивилизации относят телеграф, телефон, радио, телевидение. Однако известный путешественник Александр Румбольт назвал самым выдающимся достижением человечества за всю историю его развития именно это средство связи, сооруженное инкской цивилизацией. Какое?
ОтветДороги


Загадки

Загадки
Школа
Белый камешек растаял, на доске следы оставил.
ОтветМел.

Загадки
Школа
Сговорились две ноги делать дуги-круги.
ОтветЦиркуль.

Поздравляем с днём рождения:

elizabet2001(47), вет(57), himik(57), LesT(29), ksyo(38), kikunya(37), Zoya(55), tatii(37), siya(51), piter1(27), radia(36), Витка(55)

 
 


 
 
 
 
GERASIMOVA.UCOZ.RU »