Материал № 10
«Здравствуй, дядя Музей».
Николай Дмитриевич Бартрам.
А знаете ли вы, ребята, что в мире существует огромное количество музеев?
Название - музей происходит от латинского слова «museum», что в переводе означает храм муз.
Это место где собирают, хранят и выставляют для показа предметы искусства,
истории, науки и быта.
Но в мире есть особенные музеи, посвященные детству. Их так и
называют «Музей игрушки». В этом волшебном, сказочном доме живет
кукольный народ. Но чтобы собрать его вместе, в стенах музея, надо приложить
очень много сил. А это может осуществить только большой коллектив людей,
возглавляет который, один человек - директор музея.
Первый русский «Музей игрушки» был открыт в Москве. Его
основателем и директором был Николай Дмитриевич Бартрам (1873- 1931) художник,
собиратель и знаток народного искусства и игрушки.
Родился он в деревне Семеновка Курской губернии, в семье
художника. Окончил художественное училище. Начал работать как иллюстратор
детской книги и создатель эскизов
деревянной игрушки.
В семье художника всегда жило много разных зверушек. Целыми
днями стоял веселый птичий щебет, по комнате прыгал зайчонок, который грыз у
плинтусов обои. В стеклянной банке жил мышонок Пип. Был еще кот Иноход и еж
Ермолай. Николай Дмитриевич Бартрам
дружил с лесным народом. Они помогали ему в создании интересных рисунков
для детских журналов и книг.
Но у художника была большая мечта. Он хотел создать для детей
«Музей игрушки». В нем дружно жили бы
куклы, настольные игры, книги, где действовал бы кукольный театр и игрушечная
мастерская.
Перед создателями музея ставилась нелегкая задача - собирания экспонатов. И Николай Дмитриевич
один из первых подавал пример своим помощникам. С рюкзаком за спиной, не зная
устали, он собирал интереснейшие образцы
игрушек и «болвашек», разысканных на чердаках, в чуланах или купленных у
старых, доживающих свой век мастеров.
Каждое воскресение он ездил на Сухаревку. Там, около
Сухаревской башни, происходила торговля всем, чем только возможно: лубочные
картинки, платья, вееры, альбомы, рамки для картин, бисерные украшения. У него
был точно какой – то нюх, который
безошибочно находил нужные вещи для
будущего музея. Так он приобрел старые, резные болванки, служившие у кустарей
для создания игрушек из папье-маше, старинные фафоровые куклы и много портретов
детей, писаных маслом. После реставрации они дожны были украшать стены «Музея
игрушек».
Николай Дмитриевич Бартрам очень хотел, чтобы в музее были
куклы, которые знакомили бы детей с жизнью и бытом разных народов.
Первыми такими образцами игрушек были куклы изображавшие
народности Севера. Для изучения их быта художник целыми днями проводил в
Румянцевском этнографическом музее. Там устраиваясь, около нужного экспоната с
этюдниками он мог, рисовать часами. Через некоторое время
на бумаге появлялись легкие, акварельные наброски фигур, одежды, отдельные ее
детали, характерные украшения и вышивки. Николаем Дмитриевичем была создана
целая коллекция этнографичеких игрушек. Это и самоеды, и зырянин с лайкой, и
киргиз с верблюдом, и узбеки в пестрых халатах, и украинцы в вышитых сорочках.
Словом были представлены почти все народности населяющие огромную страну.
А чтобы игрушки были, интересны и понятны детям, к каждому комплекту
прилагался, рисунок георафической карты тех губерний, где жила представленная
народность, и краткий очерк с описанием быта, занятий, одежды.
Но этих коллекций было мало, чтобы открыть музей для детей.
Необходимо было, постоянно пополнять фонды «Музея игрушек»
и Николай Дмитриевич Бартрам часто ездил
в Троице - Сергиев Пасад - центр по
производству кустарной игрушки. Заходя в крестьянские избы, он изо дня в день,
часами вникал в игрушечный промысел. Все подробно записывал в блокнот. Дома,
перебирая записи и рассматривая, привезеных кукол он с особым удовольствием
рассказывал, о кустарях. Одних он называл «куколка скелетка» - это когда токарь
вытачивает «скелетку», маленькую самую простую фигурку. Других «одевальщиками,
когда он шел в избы кустарей которые одевали «кукол».
Много игрушек было приобретено у богородских и сергиевских
мастеров. Их производство началось еще в Троице - Сергиевом монастыре. Не случайно
долгое время среди посадских жителей
сохранилось предание о том, что первые деревянные игрушки делал основатель
Троицкого монастыря Сергий Радонежский и лично одаривал ими детей. Была в народе и другая легенда о
происхождении резной деревянной игрушки в Сергиевом Посаде. Рассказывали, что
жил в Посаде глухонемой по провищу Татыга. Вырезал он однажды куклу из липы и
продал ее в торговую лавку около монастыря. И будто купил ее торговец Ерофеев
для украшения лавки, как рекламу для лучшей торговли. Но вскоре нашелся на нее
покупатель и тогда догадливый торговей сделал Татыге заказ на деревянные резные
куклы. Татыга понял, что дело выгодное и стал набирать учеников из посадских
детей. Новое ремесло быстро переняли другие мастеровые и предприимчивые жители
– так и начался здесь резной игрушечный промысел. А скоро вокруг Троице
Сергиева монастыря основалась, деревня Богородское в которой тоже мастерили
деревянные игрушки. Только в Сергиевом Посаде игрушку резали и окрашивали, а богородские мастера делали
только «белье» – игрушку из неокрашенной
липы. Со временем Богородское стало
крупным центром игрушечного дела. Оттуда художник часто привозил резную
некрашенную игрушку. Это были лошадки, птицы, белки, собачки. Вокруг Богородска
было много лесов. Росли такие деревья, как липа, ольха, осина с мягкой
древесиной, сильно поддающаяся резьбе – ножу. Из дерева жители села и делали
деревянные поделки.
А однажды в
Звенигороде ему подарили миниатюрный набор посуды. В скорлупе ореха лежали
очень маленькие: чашечки, блюдца, чайник с яркой шишечкой и малиновый
самоварчик. Это было похоже на чудо!
Зима 1919 года
выдалась в Москве морозной и снежной. В стране голод и холод. А трое
энтузиастов мастеров деревянной игрушки: Андрей Яковлевич Чушкин, Иван Иванович
Овешников и художник Николай Дмитриевич Бартрам, тянут по заснеженным тротуарам
сани, на которых стоят зеркальные витрины. Путь предстоит дальний. От огромного здания Мюра и Мерилиза,
вдоль Петровки, на Смоленский бульвар в дом №8. Скоро здесь будет открыт первый
русский «Музей игрушки».
В четырех комнатах говились разместить собранные экспонаты.
Это частная коллекция Николая Дмитриевича Бартрама, конфискованные из магазинов
игрушки и привезенные из царских и дворянских
особняков настольные игры, книги
для детей. И хотя комнаты были еще пустыми и холодными, а привезенные витрины
нуждались в ремонте и покраске, организаторы понимали, что они делают нужное и
очень важное дело для детей.
В день открытия музея блестел начищенный до блеска паркетный пол и стекла витрин. На полках
стояли веселые и яркие игрушки. Со стен смотрели портреты нарядных детей.
Первыми посетителями были дети в валенках, шубе втеплых платках и шапках.
Они молча смотрели, как завороженные на
это необычайное зрелище. А за окном была вьюга, голод, холод. Шла гражданская
война.
Как и мечтал когда – то художник при музее была открыта
мастерская по изготовлению кукол, которая занимала подвальный этаж. Здесь учили
всех желающих создавать, раскрашивать, одевать кукол.
В 1925 году "Музей игрушки" перебрался, в дом Селезнева на
Кропоткинской улице и зто позволило, открыть новые отделы с новыми экспонатами.
В одном из залов музея разместился и кукольный театр. Это
тоже была давняя мечта
Николая Дмитриевича Бартрама. «Уже один вид помещения, - вспоминала его
дочь,- поднимал настроение у ребят. В нем самый настоящий народный театр
марионеток – балаган. Большой, в три с половиной метра занавес, окрашенный в
голубой цвет. На фронтоне и занавесе изображение сада, на боковых створках –
воины в шлемах. Вместе с балаганом Музей приобрел и комплект марионеток во главе с Петрушкой».
Каждое воскресенье давали представление. В зале было шумно и
весело. Николай Дмитриевич Бартрам любил наблюдать за реакцией детей во время
представления. Он становился с боку портала и наблюдал за восторженным
состоянием маленьких зрителей.
«От игры к знанию» - так назывался еще один из открытых
разделов музея. Николай Дмитриевич
Бартрам считал, что ребенку необходимо освоить
путь, ведущий его от игры к знаниям. А помочь в этом могут такие настольные игры как кубики.
Сначала, они используются как строительный материал, а затем наклеенные на них картинки с азбукой или сведениями по географии, истории, искусству и математике дают детям необходимые знания о мире, об обществе в котором они живут и
просто учат грамоте.
Много разных задумок было реализовано... Популярность музея
росла с каждым днем. Но время идет.
«Впервые сегодня Николай Дмитриевич Бартрам собирает людей
для печали» - такими словами начала свою прощальную речь художница Н.Я.
Симонович – Ефимова в стенах музея. 16 июля 1931 года Н.Д Бартрама не стало.
Музей игрушки созданный талантливым человеком продолжает и сегодня радовать нас. Дети, для которых он трудился
всю свою творческую жизнь, очень любили художника. И проходя, мимо него они почти всегда говорили ему: «Здравствуй,
дядя Музей. Дядя Музей, я к тебе приду».