/ Биографии /
Казаков Ю.
Казаков Ю.
КАЗАКОВ, ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ (1927–1982), русский писатель. Родился 8 августа 1927
в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии. В
Автобиографии (1965) писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни
одного образованного человека, хотя талантливы были многие». Отрочество Казакова
совпало с годами Великой Отечественной войны. Воспоминания об этом времени, о
ночных бомбежках Москвы воплотились в незавершенной повести Две ночи (др. назв.
Разлучение душ), которую он писал в 1960–1970-е годы.
Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели,
потом на контрабасе. В 1946 поступил в музыкальное училище им. Гнесиных, которое
окончил в 1951. Найти постоянное место в оркестре оказалось трудно,
профессиональная музыкальная деятельность Казакова была эпизодической: он играл
в неизвестных джазовых и симфонических оркестрах, подрабатывал музыкантом на
танцплощадках. Сложные отношения между родителями, тяжелое материальное
положение семьи также не способствовали творческому росту Казакова-музыканта.
В конце 1940-х годов Казаков начал писать стихи, в т.ч. стихотворения
в прозе, пьесы, которые отвергались в редакциях, а также очерки для газеты
«Советский спорт». Дневниковые записи тех лет свидетельствуют о тяге к
писательству, которая в 1953 привела его в Литературный институт им.
А.М.Горького. Во время учебы в институте руководитель семинара, по воспоминаниям
Казакова, навсегда отбил у него охоту писать о том, чего не знаешь.
Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы – Голубое
и зеленое (1956), Некрасивая (1956) и др. Вскоре вышла его первая книга Арктур –
гончий пес (1957). Рассказ стал его излюбленным жанром, мастерство
Казакова-рассказчика было бесспорным.
Среди ранних произведений Казакова особое место занимают рассказы
Тэдди (1956) и Арктур – гончий пес (1957), главными героями которых являются
животные – сбежавший из цирка медведь Тэдди и слепой охотничий пес Арктур.
Литературные критики сходились на том, что в современной литературе Казаков –
один из лучших продолжателей традиций русских классиков, в частности И.Бунина, о
котором он хотел написать книгу и о чем беседовал с Б.Зайцевым и Г.Адамовичем во
время поездки в Париж в 1967.
Для прозы Казакова характерен тонкий лиризм и музыкальный ритм. В 1964
в набросках Автобиографии он написал о том, что в годы учебы «занимался
альпинизмом, охотился, ловил рыбу, много ходил пешком, ночевал, где придется,
все время смотрел, слушал и запоминал». Уже по окончании института (1958),
будучи автором нескольких прозаических сборников, Казаков не потерял интереса к
путешествиям. Побывал в псковских Печорах, в Новгородской области, в Тарусе,
которую называл «милым художническим местом», и в других местах. Впечатления от
поездок воплотились и в путевых очерках, и в художественных произведениях –
например, в рассказах По дороге (1960), Плачу и рыдаю (1963), Проклятый Север
(1964) и многих других.
Особое место в творчестве Казакова занял русский Север. В сборнике
рассказов и очерков Северный дневник (1977) Казаков писал о том, что ему «всегда
хотелось пожить не на временных становищах, не на полярных зимовках и
радиостанциях, а в деревнях – в местах исконных русских поселений, в местах, где
жизнь идет не на скорую руку, а постоянная, столетняя, где людей привязывает к
дому семья, дети, хозяйство, рождение, привычный наследственный труд и кресты на
могилах отцов и дедов». В рассказе о жизни рыбаков Нестор и Кир (1961) и др.,
вошедших в Северный дневник, проявилось характерное для прозы Казакова сочетание
фактурной точности и художественного переосмысления описываемых событий.
Последняя глава Северного дневника посвящена ненецкому художнику Тыко Вылке.
Впоследствии Казаков написал о нем повесть Мальчик из снежной ямы (1972–1976) и
сценарий фильма Великий самоед (1980).
Герой прозы Казакова – человек внутренне одинокий, с утонченным
восприятием действительности, с обостренным чувством вины. Чувством вины и
прощанием проникнуты последние рассказы Свечечка (1973) и Во сне ты горько
плакал (1977), главным героем которых, помимо автобиографического рассказчика,
является его маленький сын.
При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов: По
дороге (1961), Голубое и зеленое (1963), Двое в декабре (1966), Осень в дубовых
лесах (1969) и др. Казаков писал очерки и эссе, в том числе о русских прозаиках
– Лермонтове, Аксакове, поморском сказочнике Писахове и др. Особое место в этом
ряду занимают воспоминания об учителе и друге К.Паустовском Поедемте в Лопшеньгу
(1977). В переводе на русский язык, выполненном Казаковым по подстрочнику, был
издан роман казахского писателя А.Нурпеисова. В последние годы жизни Казаков
писал мало, большинство его замыслов осталось в набросках. Некоторые из них
после смерти писателя были изданы в книге Две ночи (1986).
Умер Казаков в Москве 29 ноября 1982.
скачать биографию
/ Биографии / Казаков Ю.
|