/ Биографии /
Писарев Д.И.
Писарев Д.И.
ПИСАРЕВ, ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1840–1868), русский критик, публицист. Родился 2
(14) октября 1840 в с.Знаменское Елецкого уезда Орловской губ. Сын
штабс-капитана Новороссийского драгунского полка и наследницы елецких помещиков;
рос в атмосфере прочных культурных и творческих традиций семьи: двоюродный дед –
известный в свое время военачальник, литератор, художественный критик и военный
историк А.А.Писарев; дядя – драматург, переводчик и театральный деятель
А.И.Писарев, автор популярных водевилей Средство выдавать дочерей замуж, 1828, и
др.; троюродная сестра – М.А.Маркович (украинская и русская писательница Марко
Вовчок), двоюродная сестра (и предмет юношеской любви Писарева) – Р.А.Коренева
(писательница Р.А.Гарднер). Пестуемый любящей матерью, с детства проявлял
исключительные способности; с 7 лет пытался писать романы, с 10 лет вел дневник
на французском языке. В то же время сплав исполнительности, семейной
«подотчетности» и мощной внутренней силы породил противоречия в характере
Писарева, его обостренную склонность к самоанализу, мечтательность, ранимость,
ощущение непонятости и одиночества. В 1851–1856 обучался в 3-й Петербургской
гимназии (окончил с серебряной медалью), где в старших классах примкнул (до
1859) к «Обществу мыслящих людей», проповедовавшему отказ от радостей жизни,
самоотречение, аскетизм и взаимную нравственную ответственность. В 1856–1861
учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета (выбор
которого объяснял ненавистью к математике). В автобиографических очерках Наша
университетская наука (1863) и Школа и жизнь (1866) критиковал как
бессистемность и оторванность от жизни полученного им образования, так и своих
наставников, выведенных под условными именами, но легко узнаваемых (филолог и
этнограф И.И.Срезневский, историки Н.И.Костомаров и М.М.Стасюлевич). «Ядовитое
зерно скептицизма», вынесенное им из университета, предопределило
нигилистическое отношение критика к традиционным культурным и эстетическим
ценностям.
В студенческие годы Писарев занялся изучением наследия немецкого
философа и филолога В.Гумбольдта (ст. Вильгельм Гумбольдт в студенческом
сборнике, 1860), от которого воспринял положение о главенствующем значении
свободной человеческой личности в истории цивилизации. Тогда же состоялся
журналистский дебют Писарева в журнале «наук, искусств и литературы для взрослых
девиц» «Рассвет»: вел библиографический отдел, занимаясь рецензированием и
научной популяризацией, в т.ч. физики, химии, физиологии и т.п.; опубликовал
литературно-критические статьи «Обломов». Роман И.А.Гончарова, «Дворянское
гнездо». Роман И.С.Тургенева, «Три смерти», Рассказ гр. Л.Н.Толстого... (все
1859), вслед за ранним В.Г.Белинским и А.А.Григорьевым акцентируя
нравственно-воспитательное значение литературы.
Пережив летом и осенью 1859 мировоззренческий кризис, отягощенный
безответной любовью к Кореневой и закончившийся психическим расстройством,
Писарев пришел к утрате религиозных воззрений и веры в прежние идеалы, определяя
главной позитивной ценностью своего (и человеческого вообще) существования
«царство мысли», научно доказанных истин, открывающих неизменные законы природы
(в связи с чем, полагал он, все, что естественно, то и нравственно). Оправившись
от болезни, перевел 11-ю песнь Мессиады Ф.Г.Клопштока, поэму Г.Гейне Атта
Тролль, написал критический этюд Мысли по поводу сочинений Марко Вовчка (опубл.
в 1913) и удостоенную серебряной медали кандидатскую диссертацию Аполлоний
Тианский и его время (с небольшими изменениями и подзаголовком Агония древнего
римского общества, в его политическом., нравственном и религиозном состоянии
опубликована в 1861 в журнале «Русское слово», отличавшемся радикализмом и
признавшем правомерность социально-критической ассоциации Древнего Рима с
современной Россией).
Настойчиво проводя в дальнейших публикациях идеи «Русского слова» и
его редактора Г.Е.Благосветлова, Писарев проповедовал необходимость
социально-исторического и культурного прогресса, обусловливаемого гражданскими
свободами и общественно-практической направленностью науки, искусства и
просвещения. Задатки острого полемиста особенно ярко проявились в рецензиях
Писарева (первые циклы – Несоразмерные претензии и Народные книжки, оба
полностью опубл. в 1868), а также в ст. Схоластика XIX века (1861), своеобразном
манифесте левого радикализма с его непримиримостью и отвержением «золотой
середины», с его принципом нигилистического «ультиматума» («бей направо и
налево, от этого вреда не будет и не может быть»). Причисленный охранительной
журналистикой, наряду с другими радикалами, к литературным
хулиганам-«свистунам», Писарев вызвал отторжение и умеренных почвенников, и
либералов-западников, и представителей академической науки – в то же время
нанося удары и по «левому» (П.Л.Лавров, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов,
М.Е.Салтыков-Щедрин, М.А.Антонович), и по «правому» лагерям (Московские
мыслители – против М.Н.Каткова и публицистов «Русского вестника»; Русский
Дон-Кихот – против И.В.Киреевского и славянофилов; Бедная русская мысль – против
западников, славянофилов, петровских реформ и академической исторической науки в
целом, все 1862).
В статьях о художественной литературе Писарев в рамках «реальной
критики» Добролюбова трактовал художественные образы как объективно изображенные
социальные типы в конкретных жизненных обстоятельствах, отдавая предпочтение
А.Ф.Писемскому («черноземная сила)» перед Тургеневым и Гончаровым.
Проницательным аналитизмом, при всей очевидной (и принципиально декларированной)
эстетической глухоте, отмечена его статья Базаров (1862), в которой коллизия
романа Отцы и дети Тургенева рассматривается прежде всего как конфликт
поколений, свидетельствующий о глубоком «разладе», проникшем во все «клеточки»
российского общества, а образ главного героя – как высшее и искомое звено
эволюции отечественного «лишнего человека». Не без автобиографического
пристрастия видит Писарев в тургеневском герое «богатыря, которому негде
повернуться, нечем дышать, некуда девать исполинской силы...», ибо он – человек
будущего. Актуальные публицистические цели высвечиваются и в цикле
научно-популярных статей Писарева, в которых естествознание также служит делу
разрушения архаического миросозерцания и «предрассудков» эстетического сознания.
Политическое иносказание в очерке Пчелы (1862, изложение труда
немецкого ученого К.Фохта Государство пчел), где «водворение мрака» и
неравенство трактуются как способ достижения неправедным государством
«спокойствия и коллективного благоденствия», и статья-прокламация О брошюре
Шедо-Ферроти (1862, опубл. в 1906, полностью в 1920), предназначенная для
нелегального распространения и содержащая призыв к свержению правительства и
физической ликвидации царствующего дома, послужили причиной заключения Писарева
в Петропавловскую крепость, где он провел около 4-х с половиной лет. С августа
1863 ему было разрешено продолжить литературные занятия. В декабре 1865 под
влиянием предупреждения, которое было сделано публикующему Писарева журналу
«Русское слово» за статьи Новый тип (о Чернышевском, в 1867 изд. под назв.
Мыслящий пролетариат) и Исторические идеи Огюста Конта (обе 1865), у критика на
некоторое время были отобраны книги и бумага; после выстрела Д.В.Каракозова (4
апреля 1866) всякая литературная работа в крепости была запрещена.
Литературно-критические и публицистические работы Писарева в
заключении отмечены возрастающим радикализмом. Борьба с эстетством и эстетикой,
бывшей для Писарева синонимом фантазии – источника всех заблуждений, – главная
тема критики Писарева (ст. Реалисты, 1864). «Эстетика есть самый прочный элемент
умственного застоя и самый надежный враг разумного прогресса», – утверждает
Писарев, развивая этот тезис в ст. Пушкин и Белинский, Разрушение эстетики и
Посмотрим! (все 1865). При этом, высоко оценивая творчество Чернышевского с его
прямолинейным рационализмом и теорией «разумного эгоизма», Писарев высмеивал
убогость «мещанского счастья» его антагонистов (статьи Роман кисейной девушки о
повестях Н.Г.Помяловского Мещанское счастье и Молотов и Прогулка по садам
российской словесности, обе 1865).
В ноябре 1866 Писарев освобождается из крепости под поручительство
матери и без права отлучаться из Петербурга. Новый период психического
нездоровья приводит к разрыву по пустяковому поводу с Благосветловым; с этого же
года приглашен Н.А.Некрасовым сотрудничать в журнале «Отечественные записки»,
где публикует статьи Старое барство о Войне и мире Л.Н.Толстого и Французский
крестьянин в 1789 году о романе Эркмана-Шатриана История крестьянина 1789 г.
(обе 1868). Обращаясь к истории западноевропейской общественной мысли и
литературы (Популяризаторы отрицательных доктрин, 1866; Генрих Гейне, 1867),
Писарев подчеркивал, что развитие «чистого искусства» связано с эпохами
«политического застоя и отупения», приходя к неожиданному выводу: «положить
конец неограниченному господству эстетики» могут те, кто сами стали «на всю
жизнь эстетиками» (как, напр., Г.Э.Лессинг, Белинский, а также Г.Гейне – правда,
в отличие от первых двух, страдающий политическим дилетантизмом), поскольку
только с этой стороны общество оказывается «доступным для вразумлений». В ст.
Борьба за жизнь (1867), разбирая роман Ф.М.Достоевского Преступление и
наказание, Писарев заключает, что попытки даже сильной и одаренной личности
бороться с целым обществом безнадежны и, следовательно, прогресс требует не
кровопролития, а «спокойного научного анализа». Один из самых ярких и самобытных
мыслителей и литературных критиков 19 в., Писарев, при всем своем эпатажном
нигилизме, во многом выполнил для отечественной культуры ту работу по
освобождению от фантомов предрассудков и ложных авторитетов, которую век назад
во Франции выполнили вольнодумцы-просветители. Романтик и идеалист в своей
неустанной вере в могущество человеческого разума и преобразующую силу знаний,
блестящий стилист, эрудит, пародоксалист и логик, Писарев, явив собой высшую
точку развития русского духовного радикализма середины 1 9 в., оказал огромное
влияние на революционную мысль, науку и политическую борьбу не только России :
влияние его идей прослеживается вплоть до европейских «новых левых» 1960–1970-х
годов и «антиглобалистов» начала 21 в. Летом 1868 Писарев с Маркович (Марко
Вовчок), новым объектом своей страсти, и ее сыном отправился к Рижскому заливу
на морские купания и 4 (16) июля 1868 утонул в Дуббельне (Дубулты).
скачать биографию
/ Биографии / Писарев Д.И.
|