/ Биографии /
Эрдман Н.Р.
Эрдман Н.Р.
ЭРДМАН, НИКОЛАЙ РОБЕРТОВИЧ (1900–1970), русский драматург, поэт. Родился 3
(16) ноября 1900 в Москве в семье бухгалтера из обрусевших балтийских немцев. С
9 лет начал писать стихи. В юности на него оказала огромное влияние поэзия
В.Маяковского. В 1918 Эрдман познакомился с имажинистами А.Мариенгофом,
С.Есениным, Г.Якуловым и вместе со старшим братом, театральным художником
Борисом Эрдманом (1899–1960), стал принимать участие в деятельности группы.
Участвовал в обсуждении Декларации имажинистов (1919), подписал расклеенную ими
по Москве листовку Приказ о всеобщей мобилизации № 1 (1920) и литературную
декларацию Восемь пунктов (1924), участвовал в качестве «свидетеля со стороны
защиты» в литературном суде над имажинистами.
Первое стихотворение Эрдмана Осени осенью осень... было опубликовано в
журнале «Жизнь и творчество русской молодежи» в 1919. В том же году поэт был
мобилизован в Красную Армию. И находясь в армии, и по возвращении Эрдман
продолжал печатать в различных изданиях свои стихи; в 1922 была издана его
первая, имажинистская по духу, поэма Автопортрет, действие которой происходит в
Москве.
В 1922 имя Эрдмана уже было хорошо известно театральной Москве. Эрдман
был автором либретто для оперетт и балетов, скетчей и куплетов для кабаре,
написал пародию Носорогий хахаль на спектакль Вс.Мейерхольда Великолепный
рогоносец. В 1923 состоялась премьера его буффонады Шестиэтажная авантюра в
кабаре «Кривой Джимми», а в 1924 – пьесы Гибель Европы на Страстной площади в
кабаре «Палас». В соавторстве с В.Массом и др. драматургами Эрдман написал
обозрение Москва с точки зрения, которым в 1924 открылся Театр сатиры.
20 апреля 1925 Мейерхольд поставил в своем театре ГосТИМ пьесу Эрдмана
Мандат. Премьера была триумфальной, пьесу 19-летнего автора в постановке
великого режиссера называли важнейшим событием в художественной жизни Москвы.
Эрдман получил возможность поехать в творческую командировку в Германию и
Италию. Исполнение главной роли Гулячкина принесло славу актеру Э.Гарину. В
интервью газете «Вечерняя Москва» Мейерхольд так охарактеризовал пьесу Эрдмана:
«Современная бытовая комедия, написанная в подлинных традициях Гоголя и
Сухово-Кобылина. Наибольшую художественную ценность комедии составляет ее текст.
Характеристика действующих лиц крепко спаяна со стилем языка».
Неодолимые обстоятельства советской действительности, в которой
человек без «бумаги» не мог существовать, приводили к тому, что герой Мандата
Гулячкин был вынужден выписать мандат самому себе. Кухарка Настя – Анастасия
Николаевна – примеряла явившееся героям пьесы платье императрицы, после чего все
были готовы признать в ней великую княжну Анастасию. Для этих и других примет
времени Эрдману удалось найти емкие словесные формулы: «Вы в Бога верите? Дома
верю, на службе нет»; «А если я с самим Луначарским на брудершафт пил, что
тогда?» и т.п.
В Мандате Эрдман выработал один из своих главных драматургических
приемов, открытый Мольером и разработанный Гоголем и Салтыковым-Щедриным:
возвращение слову его первоначального значения. Тонко чувствуя природу театра,
ввел в пьесу буффонадные эпизоды, использовал сленг и жаргон. В течение года
спектакль по пьесе Мандат прошел в ГосТИМе 100 раз.
Сразу после премьеры Мандата Эрдман начал работать над пьесой
Самоубийца. Головокружительное стечение обстоятельств, воплощенное с присущими
Эрдману блеском и динамикой, делало особенно наглядным абсурд советской
действительности, о которой один из персонажей говорил: «В настоящее время,
гражданин Подсекальников, то, что может подумать живой, может высказать только
мертвый». Автор сочувствовал советским «маленьким людям», оказавшимся
беззащитными перед системой, хотя и иронизировал над ними. Кульминацией пьесы
стала сцена проводов на тот свет живого «самоубийцы» Подсекальникова – своего
рода поминки по прежней, нормальной жизни. Попытки протеста против «новой жизни»
сочетались у героев (например, у интеллигентного Гранд-Скубика) с конформизмом.
Сатирические мотивы Мандата приобретали в Самоубийце трагическое звучание.
В 1928 Эрдман подписал договор на готовую пьесу с Мейерхольдом, и
сразу после этого Главрепертком запретил ее. В газете «Рабочая Москва» появилась
статья Попытка протащить реакционную пьесу. Антисоветское выступление в Театре
им. Мейерхольда. Хотел поставить Самоубийцу и Театр им. Е.Вахтангова, но ему это
тоже не удалось. К.С.Станиславский, восхищенный пьесой и сравнивший Эрдмана с
Гоголем, обратился к Сталину с письмом, в котором просил разрешения на
постановку пьесы во МХАТе, ссылаясь на ее высокую оценку Горьким и Луначарским.
Сталин разрешил Станиславскому «сделать опыт», а через год, когда репетиции были
завершены, лично запретил спектакль.
В 1932, после закрытого просмотра, поставленный по Самоубийце
спектакль Мейерхольда также был запрещен партийной комиссией во главе с
Кагановичем.
Безуспешные попытки поставить или напечатать Самоубийцу
предпринимались во время хрущевской «оттепели». Спектакли в Театре им.
Е.Вахтангова и в Театре на Таганке были запрещены. Спектакль Театра сатиры,
поставленный по пьесе в 1982 В.Плучеком, был снят с репертуара вскоре после
премьеры. Первая публикация пьесы на русском языке была осуществлена в 1969 в
ФРГ. В том же году в Швеции состоялась ее первая постановка.
Эрдман продолжал работать в тех жанрах, в которых был признанным
мастером. Начал писать сценарии к фильмам, в том числе в соавторстве (Митя,
Турбина N 3, Дом на Трубной, Посторонняя женщина и др.). В 1933 в Гаграх, во
время съемок фильма Веселые ребята был арестован и сослан в г.Енисейск. Поводом
к аресту Эрдмана послужили его басни, неосторожно исполненные В.Качаловым на
кремлевском приеме. Из титров вышедшего в 1934 фильма Г.Александрова Веселые
ребята были сняты фамилии сценаристов Н.Эрдмана и В.Масса.
В 1934 местом ссылки Эрдмана был назначен Томск. В Томском театре он
написал инсценировку романа М.Горького Мать. В 1936 Эрдману было разрешено
поселиться в Калинине, где он начал работу над сценарием фильма Г.Александрова
Волга-Волга (Государственная премия, 1941). До Великой Отечественной войны жил
также в Вышнем Волочке, Торжке, Рязани и других разрешенных для проживания
ссыльных городах. В 1938, во время одного из нелегальных приездов в Москву,
Эрдман прочитал на квартире у М.Булгакова первый акт пьесы Гипнотизер, которая
не была завершена. В том же году Булгаков обратился к Сталину с письмом, в
котором просил для Эрдмана разрешения жить в Москве; письмо осталось без ответа.
В начале войны, после неоднократных просьб с его стороны и отказов со
стороны властей, Эрдман был призван в армию – в специальную часть для «лишенцев»
и бывших священников; солдаты не были ни вооружены, ни обмундированы. После
долгого отступления тяжело больной Эрдман попал в Саратов, откуда по личному
указанию Л.Берии был вызван в Москву в Ансамбль песни и пляски НКВД. Для этого
ансамбля писал сценарии театрализованных представлений вплоть до 1948.
Эрдман написал также сценарии художественных (Принц и нищий, Актриса,
Смелые люди, Снежная королева, Морозко и др.) и мультипликационных (Федя Зайцев,
Чудесный колокольчик, Приключения Мурзилки и др.) фильмов, либретто оперетт,
интермедии к спектаклям, сценарии цирковых представлений, скетчи и др.
произведения. Его соавторами были В.Масс и М.Вольпин.
В 1964 Эрдман стал консультантом Ю.Любимова и неофициальным членом
художественного совета Театра на Таганке. Написал для этого театра инсценировку
Героя нашего времени М.Лермонтова (в соавторстве с Любимовым) и интермедии к
спектаклю Пугачев по драматической поэме С.Есенина. Спектакль по пьесе
Самоубийца Любимов смог поставить только в 1990.
Умер Эрдман в Москве 10 августа 1970.
скачать биографию
/ Биографии / Эрдман Н.Р.
|