/ Биографии /
Шоу Б.
Шоу Б.
Шоу Джордж Бернард (Shaw George Bernard) (1856 г. – 1950 г.) - ирландский
драматург, философ и прозаик, выдающийся критик своего времени и самый
прославленный – после Шекспира – драматург, писавший на английском языке.
Родился 26 июля 1856 в Дублине. Его отец, потерпев крах в бизнесе,
пристрастился к алкоголю; мать, разочаровавшись в супружестве, увлеклась пением.
Шоу ничему не научился в школах, которые посещал, но многое почерпнул из книг
Ч.Диккенса, У.Шекспира, Д.Беньяна, Библии, арабских сказок Тысяча и одна ночь, а
также слушая оперы и оратории, в которых пела мать, и созерцая картины в
Ирландской национальной галерее.
В пятнадцатилетнем возрасте Шоу устроился клерком в фирму по продаже
земельных участков. Спустя год он стал кассиром и занимал эту должность в
течении четырех лет. Не в силах превозмочь отвращение к такой работе, он в
двадцатилетнем возрасте уехал в Лондон к матери, которая после развода с мужем
зарабатывала на жизнь уроками пения.
Шоу уже в молодости решил зарабатывать на жизнь литературным трудом, и
хотя рассылаемые статьи возвращались к нему с удручающей регулярностью, он
продолжал осаждать редакции. Только одну его статью приняли к печати, заплатив
автору пятнадцать шиллингов, – и это было все, что Шоу заработал пером за девять
лет. За эти годы он написал пять романов, которые отвергли все английские
издательства.
В 1884 Шоу вступил в Фабианское общество и вскоре стал одним из самых
блестящих его ораторов. Одновременно он совершенствовал свое образование в
читальном зале Британского музея, где познакомился с писателем У.Арчером
(1856–1924), который приобщил его к журналистике. Поработав какое-то время
внештатным корреспондентом, Шоу получил место музыкального критика в одной из
вечерних газет. После шести лет, отданных музыкальному рецензированию, Шоу в
течение трех с половиной лет работал театральным критиком в «Сатердей ривью». За
это время он выпустил книги об Х.Ибсене и Р.Вагнере. Он писал также пьесы
(сборник Пьесы приятные и неприятные – Plays: Pleasant and Unpleasant, 1898).
Одна из них, Профессия миссис Уоррен (Mrs. Warren's Profession, впервые
поставлена в 1902), была запрещена цензурой; другая, Поживем – увидим (You Never
Can Tell, 1895) после нескольких репетиций была отклонена; третью, Оружие и
человек (Arms and the Man, 1894), вообще никто не понял. Помимо названных в
сборник вошли пьесы Кандида (Candida, 1895), Избранник судьбы (The Man of
Destiny, 1897), Домa вдовца (Widower's Houses, 1892) и Сердцеед (The
Philanderer, 1893). Поставленный в Америке Р.Мансфилдом Ученик дьявола (The
Devil's Disciple, 1897) – первая пьеса Шоу, имевшая кассовый успех.
Шоу писал пьесы, рецензии, выступал как уличный оратор, пропагандируя
социалистические идеи, и, кроме того, был членом муниципального совета округа
Сент-Панкрас, где он жил. Такие перегрузки привели к резкому ухудшению здоровья,
и если бы не забота и уход Шарлотты Пейн-Таунзенд, на которой он женился в 1898,
дело могло бы кончиться плохо. Во время затянувшейся болезни Шоу написал пьесы
Цезаря и Клеопатру (Caesar and Cleopatra, 1899) и Обращение капитана Брасбаунда
(Captain Brassbound's Conversion, 1900), которое сам писатель называл
«религиозным трактатом». В 1901 Ученик дьявола, Цезарь и Клеопатра и Обращение
капитана Брасбаунда были опубликованы в сборнике Три пьесы для пуритан (Three
Plays for Puritans). В Цезаре и Клеопатре – первой пьесе Шоу, где действуют
реальные исторические личности, – традиционное представление о герое и героине
изменено до неузнаваемости.
Не преуспев на стезе коммерческого театра, Шоу решил сделать драму
проводником своей философии, опубликовав в 1903 пьесу Человек и сверхчеловек
(Man and Superman). Однако уже в следующем году пришел его час. Молодой актер
Х.Грэнвил-Баркер (1877–1946) вместе с предпринимателем Дж.Э.Ведренном принял
руководство лондонским театром «Корт» и открыл сезон, успех которого обеспечили
старые и новые пьесы Шоу – Кандида, Поживем – увидим, Другой остров Джона Булля
(John Bull's Other Island, 1904), Человек и сверхчеловек, Майор Барбара (Major
Barbara, 1905) и Врач перед дилеммой (The Doctor's Dilemma, 1906).
Теперь Шоу решил писать пьесы, целиком лишенные действия. Первая из
этих пьес-дискуссий, Женитьба (Getting Married, 1908), имела некоторый успех
среди интеллектуалов, вторая, Мезальянс (Misalliance, 1910), оказалась
трудноватой и для них. Сдавшись, Шоу написал откровенно кассовую безделицу –
Первую пьесу Фанни (Fanny's First Play, 1911), которая в течение почти двух лет
шла на сцене небольшого театра. Затем, словно отыгрываясь за эту уступку вкусу
толпы, Шоу создал подлинный шедевр – Андрокла и льва (Androcles and the Lion,
1913), за которым последовала пьеса Пигмалион (Pygmalion, 1914), поставленная
Г.Бирбомом-Три в «Театре Его Величества» с Патрик Кэмпбелл в роли Элизы Дулиттл.
Во время Первой мировой войны Шоу был исключительно непопулярной
фигурой. Пресса, публика, коллеги осыпали его оскорблениями, а он между тем
невозмутимо закончил пьесу Дом, где разбиваются сердца (Heartbreak House, 1921)
и готовил свой завет человеческому роду – Назад, к Мафусаилу (Back to
Methuselah, 1923), где облек в драматургическую форму свои эволюционистские
идеи. В 1924 слава возвратилась к писателю, он обрел мировое признание драмой
Святая Иоанна (Saint Joan). В глазах Шоу Жанна д'Арк – провозвестница
протестантизма и национализма, и потому вполне закономерен приговор, вынесенный
ей средневековой церковью и феодальной системой. В 1925 Шоу была присуждена
Нобелевская премия по литературе, от получения которой он отказался.
Последней пьесой, принесшей Шоу успех, стала Тележка с яблоками (The
Apple Cart, 1929), открывшая Малвернский фестиваль в честь драматурга.
В годы, когда большинству людей было не до путешествий, Шоу посетил
США, СССР, Южную Африку, Индию, Новую Зеландию. В Москве, куда Шоу прибыл с леди
Астор, он беседовал со Сталиным. Когда к власти пришла лейбористская партия, для
которой драматург сделал так много, ему предложили дворянство и титул пэра, но
он от всего отказывался. В возрасте девяноста лет писатель все же согласился
стать почетным гражданином Дублина и лондонского округа Сент-Панкрас, где он жил
в молодые годы.
Жена Шоу скончалась в 1943. Оставшиеся годы писатель провел в
уединении в Эйот-Сент-Лоренсе (графство Хертфордшир), где в возрасте девяноста
двух лет закончил свою последнюю пьесу Миллиарды Байанта (Buoyant Billions,
1949). До конца дней писатель сохранял ясность ума. Умер Шоу в Эйот-Сент-Лоренсе
2 ноября 1950.
скачать биографию
/ Биографии / Шоу Б.
|