/ Биографии /
Бианки В.В.
Бианки В.В.
БИАНКИ ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ
(1894— 1959)
Книги известного детского писателя Виталия Валентиновича Бианки
остались в памяти нескольких поколений детей, ставших в свою очередь родителями,
а затем бабушками и дедушками. Патриотизм, любовь и бережное отношение к
окружающей родной природе, наблюдательность, готовность всегда прийти на помощь
слабому разносторонние знания — вот что выносит каждый, кто обращается к его
произведениям, одинаково интересным не только для детей, но и для взрослых.
Орнитолог по признанию, исследователь, следопыт и путешественник по
образу жизни, поэт по мироощущению, деятельный и трудолюбивый по натуре,
обладающий незаурядными литературными способностями, хороший рассказчик и просто
добрый, общительный, имеющий массу друзей, последователей, учеников, Бианки стал
одним из основателей целого направления в литературе для детей, посвятив свое
творчество научно-художественному отображению жизни леса и его обитателей.
Большое влияние на его творчество оказали известные русские писатели Л.Н.
Толстой, И.С. Тургенев, С.Т. Аксаков, д.Н. Мамин - Сибиряк, американский
писатель Э. Сетон-Томпсон. Его современниками и близкими по духу людьми были
мастера научно - познавательной книги для детей М. Ильин, К.Г. Паустовский, В.
Житков, а учениками и последователями — признанные ныне детские
писатели-природоведы Н. Павлова, Э. Шим, Н. Сладков, В. Сахарнов и другие.
«Во мне живет некая жизнерадостная сила. Вижу: все, что у меня было и
есть хорошего, светлого в жизни... — от этой силы. Благословенна она и во мне и
в других — в людях, птицах, цветах и деревьях, в земле и в воде», — записывал он
в своем дневнике.
Любовь к природе и интерес к науке сформировались у Бианки еще в
детстве. Родился он в 1894 г. в Петербурге, в семье ученого-орнитолога,
хранителя отдела птиц в Зоологическом музее Российской Академии наук Валентина
Львовича Бианки. Семья Бианки жила в одном из флигелей Зоологического музея,
поэтому сыновья Валентина Львовича (а их было трое — Лев, Анатолий и Виталий)
часто бывали в музее и хорошо его знали. Не случайно все они в дальнейшем
связали свою жизнь с наукой. Настоящий музей был и в самой квартире, где жили
Бианки: многочисленные клетки с птицами от пола до потолка, аквариум с рыбами,
террариум с черепахами, ящерицами и змеями. Лето вся семья обычно проводила в
деревне, увозя на природу и обитателей клеток и вольеров. Маленькому Виталию
особенно запомнились выезды в Лебяжье, что находится на Финском заливе под
Ораниенбаумом. Это место, через которое проходит Великий морской путь перелетных
птиц.
Сколько часов терпеливых провел я
В легких шалашках из корабельных корзин,
Высохшей тины и веток, — птиц наблюдая,
Птицам невидимый, —
писал он. Отец постоянно брал с собой в лес маленького Виталия,
объясняя ему каждую птицу и зверушку имени, отчеству и фамилии». На всю
последующую жизнь Бианки сохранил традицию проводить лето на природе, в деревне.
Где только ни побывал он! Но особенно тепло вспоминал он природу Алтая,
Новгородской и Ленинградской областей. С детства отец приучил его записывать в
тетради все интересное. В многочисленных тетрадях Бианки хранил наблюдения о
повадках птиц и животных, местные слова, пословицы, охотничьи рассказы и
рассказы бывалых людей. Нередко путешествовавший вместе с ним брат Анатолий
делал фотоснимки. Так накапливался материал для будущих книг.
В 1915 г. он поступает в университет на естественное отделение. Но
учебе помешала война и мобилизация в армию. После Октябрьской революции жил
несколько лет на Алтае — работал учителем в школе, многое делал для местного
краеведческого музея, предпринимал экспедиции по рекам и горам Алтая. Здесь же
будущий писатель впервые проявил свои литературные способности, опубликован
небольшие заметки и стихи о природе. В 1922 г. он вернулся в Петроград,
полностью посвятив себя литературному труду.
С 1923 г. Бианки участвует в кружке детских писателей под руководством
С.Я. Маршака, сыгравшем заметную роль в становлении детской литературы нового
времени. Его первая сказка «Путешествие красноголового воробья» обратила на себя
внимание читателей и вдохновила автора на создание новых сказок и книг для детей
младшего возраста. Начиная с 1923 г. выходят отдельными книгами «Лесные
домишки»,
«Чей нос лучше?», «Мышонок Пик», «Теремок» и другие произведения,
принесшие писателю известность.
С 1928 г. начинается и продолжается до 1958 г. работа писателя над его
главной книгой «Лесная газета», десять изданий которой (первое — в 1928 г.),
постоянно дополнявшиеся и изменявшиеся, вышли при его жизни. Это был поэтический
гимн природе, уникальная книга-энциклопедия, книга-календарь, книга-игра,
книга-организатор творческих открытий детей в природе, не имевшая аналогов в
мировой литературе для детей, переведенная впоследствии на многие языки народов
мира. В 1932 г. впервые выходит большой сборник «Лесные были и небылицы», на
страницах которого объединены единым замыслом как написанные ранее, так и новые
произведения. Большой творческий
успех принесла Бианки радиопередача «Вести из леса», продолжавшаяся
много лет и очень полюбившаяся слушателям, над которой он работал вместе со
своими учениками. Последняя книга писателя «Опознаватель птиц на воле» осталась
незавершенной. В 1959г. он ушел из жизни.
Большинство произведений Бианки посвящено лесу, который он хорошо знал
с детства. Писатель Н.И. Сладков говорит о нем как о «первооткрывателе», а сам
автор называет себя «переводчиком с бессловесного». Во многих рассказах Бианки
утверждается мысль о жизненно важном практическом значении знания природы,
умения ее наблюдать и ориентироваться в ней («По следам», «Как дяденька Волов
искал волков», «Ласковое озеро Сарыкуль», «Озеро-призрак» и др.) Перед нами не
скучный морализатор, а мастер сюжетного рассказа, динамичного, напряженного, с
неожиданным поворотом событий (рассказ-загадка «Роковой зверь», приключенческая
повесть «Мышонок Пик», «биографическое» описание животного «На Великом морском
пути» и др.) Вместе с тем они содержат огромный познавательный материал, легко
усваиваемый ребенком.
Рассказ «По следам» написан в 1925 г. Его отличает захватывающий
сюжет, живая художественная манера, что сразу же сделало его популярным. Он
постоянно переиздается в разных сборниках. «Я заставил своего героя по этим
следам распутывать неизвестную судьбу его сына, поставив... человеческую жизнь в
зависимость от знания следов», — писал Бианки. К сожалению, художники не смогли
иллюстрировать текст так, чтобы читатели так же, как и автор, тоже научились
понимать следы, что очень расстраивало писателя.
Его «сказки-несказки», развивающие традиции народных сказок
(«Теремок», «Лис и мышонок», «Лесные домишки», «Красная горна», «Люля», «Сова» и
другие), короткие рассказы («Первая охота», «Чьи это ноги?», «Кто, чем поет?»,
Чей нос лучше?» и другие), повести («Одинец», «Аскыр», и др.), содержат массу
достоверного и правдивого материала о природе. Циклы рассказов «Мой хитрый
сынишка», «Рассказы о тишине» помогают детям развивать наблюдательность,
понимать язык природы, еще до конца не изученной человеком и полной чудес,
загадок и волнующих тайн, которые надо постигнуть.
В своем дневнике писатель как-то записал: «Не все то кузнечик, что
трещит. (Как я услышал камышовку-сверчка)». В 1946 г. на эту тему им был написан
рассказ «Несмышимка». Он ведется от лица старого ученого-орнитолога. Четыре года
посвятил он изучению птиц Новгородской области и написал о них книгу, а вот
внучка поставила его в тупик рассказом об увиденной ею птичке - «неслышимке»:
«Сидит такая горбатенькая птичка на дереве, на верхней ветке, сама ротик
разевает, и горлышко у нее трепещется, а все равно ничего не слышно, никакой
песенки». Оказывается тишина бывает разная, и ее надо уметь слушать. А еще надо
многое знать, только тогда станет, понятен «немой оркестр луга». Оказывается, на
самом деле птичка издает звук, похожий на стрекотание кузнечика, но надо знать,
что кузнечики начинают трещать в июле, а в начале лета этого быть не может. Вот
и попался старый ученый на том, что забыл об этом, принял звуки за стрекотание
кузнечика. Пришлось срочно добавлять в книгу сведения еще об одном виде птиц.
Важно, говорит писатель, всегда «включать свой слух на неизвестное».
Произведения Бианки — прекрасный материал для чтения, воспитания и
развития детей, особенно сегодня, когда человечество стоит на грани
экологической катастрофы.
скачать биографию
/ Биографии / Бианки В.В.
|