/ Биографии /
Капнист В.В.
Капнист В.В.
Василий Васильевич Капнист - писатель и выдающийся драматург. Он родился в
1758г. (в ряде других источников как годы его рождения указываются 1756 и
1757г.г.) в селе Обуховка, Миргородского уезда Полтавской губернии на Украине.
Он был младший из четырёх сыновей бригадира В.П. Капниста и его второй жены,
Софьи Андреевны Дуниной-Борковской. Год рождения его был и годом смерти его
отца, погибшего в сражении при Гросс-Огерсдорфе. Детские годы Василя прошли в
родовом имении Капнистов, Обуховке. Воспитанием занималась мать и посещавшие
Обуховку учителя и переводчики, жившие неподалёку в Нежинском греческом
братстве. Мать Капниста – коренная малороссиянка, происходившая из хорошей
дворянской фамилии, была женщиной малообразованной, но обладавшая природным
умом. Овдовев, она направила все заботы на то, чтобы дать детям хорошее
образование и, с этой целью, поместила их в один из лучших петербургских
пансионатов.
В пятнадцать лет Василий Васильевич приехал в
Петербург и зачислился капралом в Измайловский полк; усердно посещал полковую
школу, находившуюся под покровительством просвещенного А. Бибикова - "охотника
до наук и особо до стихотворства". Здесь он близко сошелся с Н.А. Львовым . В
1772 г. Капнист перешел в Преображенский полк, где через три года получил первый
офицерский чин и подружился с Державиным, но вскоре выше в отставку. В годы
пребывания в столице, Капнист усиленно старался пополнить свое домашнее
образование изучением древних и западноевропейских языков и классиков. А также,
ознакомлением с произведениями русской литературы - Ломоносова, Кантемира ,
Сумарокова . В начале 1782 г. он был избран в предводители дворянства
миргородского уезда, а в августе того же года поступил под начальство графа А.А.
Безбородка , получив должность контролера главного почтового правления. В мае
1783 г. он оставил и эту службу, уехал на родину и в январе 1785 г. был выбран
киевским дворянством в губернские предводители, а через 2 года был назначен
главным надзирателем Киевского шелковичного завода. В 1797 г., находясь уже в
отставке, Капнист приезжал в Петербург по тяжебному делу. В это время состоялось
Высочайшее повеление о высылке из столицы всех не служащих дворян. Тогда
Капнист, чтобы иметь возможность продлить свое пребывание в столице, обратился к
Л. А. Нарышкину с просьбою о доставлении ему службы. 31 октября 1799 г. он был
причислен к театральной дирекции и назначен на должность «по рассматриванию всех
пьес и переправливании оных». В это время русский театр в Петербурге был в
упадке, и в публике замечалось явное охлаждение к нему. Капнист, заведывая
русскою труппою, употреблял все усилия к тому, чтобы оживить сцену, и с этою
целью вызвал из Москвы нескольких талантливых артистов – Шушерина, Сахарова,
Пономарёва. Капнист состоял при театральной дирекции по 14-е августа 1801 г. и
при увольнении был награжден чином статского советника. В 1802 г. он был
утвержден генеральным судьею 1-го департамента полтавского генерального суда, а
затем, с 24 марта 1812 г. по 19 февраля 1818 числился при департаменте народного
просвещения. Путешествуя в 1819 г. по Крымскому полуострову, он обратил внимание
на разрушение местных древностей и истребление памятников старины и сделал о том
представление кн. Голицыну , что имело своим последствием командировку в Тавриду
академика Келлера и архитектора Паскаля. В 1822 г. К. был избран в губернские
предводители дворянства Полтавской губернии. Скончался в селе Кибенцах, имении
Д.П. Трощинского , с которым находился в дружеских отношениях. Похоронен в своей
любимой, воспетой им в стихах, Обуховке.
Капниста и Львова, кроме дружбы, связывали и
семейные отношения: первый был женат на Александре Алексеевне Дьяковой, а второй
— на ее сестре Марье Алексеевне. С переходом Капниста в Преображенский полк
начинается сближение его с Державиным, который с 1795 г. также делается свояком
его и Львова, женившись на Д. А. Дьяковой. Как писатель, Капнист принадлежал к
тому литературному кружку, душою которого был известный знаток искусств и
литературы Н. А. Львов. Литературные занятия способствовали их сближению,
несмотря на разницу в летах. Через Львова Капнист познакомился и с Хемницером ,
в литературной деятельности которого принимал большое участие и оказывал на него
несомненное влияние. Под влиянием этих-то лиц и совершился тот поворот Державина
к самостоятельному творчеству, начало которого он сам относит к 1779 году.
Друзья Державина усердно занимались просмотром его сочинений, делали в них
поправки, переводили для него произведения древних классиков, даже составляли
для него виньетки. Капнист значительно превосходил Державина в образовании и
знании иностранных языков, из которых французским владел вполне свободно, но из
древних знал только латинский. В доме Державина Капнист познакомился, между
прочим, с И. И. Дмитриевым , на которого произвел впечатление живостью и
остроумием — отличительными свойствами своего характера. В начале XIX столетия
Капнист сблизился с литературным кружком Оленина . Из друзей Оленинского дома он
находился в приятельских отношениях с Гнедичем , которому и подал мысль
продолжать перевод Илиады, начатый Костровым . К этому же времени относится
знакомство Капниста с Озеровым и Батюшковым , которого он поощрял в занятиях
итальянской литературой.
Первым литературным произведением Капниста была
«Ode a l'occasion de la paix conclue entre la Russie et la Porte Ottomane a
Kaynardgi le 10 juillet annee 1774» . Ода эта была напечатана отдельным изданием
в 1775 году. С 1780 г. Капнист делается сотрудником «С. — Петербургского
Вестника», в июньской книжке которого появилась «Сатира первая», заключавшая в
себе резкие суждения о современной литературе и некоторых ее представителях.
Сатира доставила автору известность, но возбудила неприятную полемику. Большою
известностью пользовалась также «Ода на рабство», написанная в 1783 г., но
напечатанная только в «Лирических сочинениях», изданных в 1806 году. В ней
вспоминаются прежние времена Малороссии, когда она пользовалась свободой, и
высказываются жалобы на те узы рабства, которые наложены были на родину поэта.
Ода эта, без сомнения, вызвана была указом 3 мая 1783 г., по которому поселяне
киевского, черниговского и новгород-северского наместничеств объявлялись
крепостными людьми тех помещиков, на чьих землях застал их новый закон. «Ода на
рабство», по словам самого автора, послужила поводом к сочинению «Оды на
истребление в России звания раба, Екатериною II в 15 день февраля 1786 г.". В
это время, как известно, состоялся указ, повелевающий подписываться на просьбах
не «раб», а «верноподданный». Этою одою и началось сотрудничество Капниста в
«Новых Ежемесячных Сочинениях» (1787 г., ч. ХV), служивших как бы продолжением
«Собеседника любителей русского слова», в котором Капнист также участвовал по
приглашению издателей его, кн. Е. Р. Дашковой и О. П. Козодавлева .
Карамзин, ценивший в Капнисте литературный вкус и
чистоту языка, также привлек его к сотрудничеству в своих изданиях: «Московском
журнале» (1792 г.) и «Аонидах» (1796—1799 гг.). В позднейшее время Капнист
сотрудничал в «Северном Вестнике», «Журнале древней и новой словесности», «Друге
просвещения», «Отечественных Записках», «Вестнике Европы», «Трудах» московского
и казанского обществ любителей словесности, которых он был почетным членом, и в
«Сыне Отечества».
Стихотворная деятельность Капниста выразилась
преимущественно в одах, подразделяющихся на духовные, торжественные,
нравоучительные, элегические, горацианские и анакреонтические. Гораций был
любимым классиком Капниста, и в последние годы своей жизни он почти
исключительно им занимался. Но в свои переводы из Горация Капнист внес слишком
много субъективного элемента, так что они являются скорее подражаниями, причем
резко выделяются анахронизмы в смешении национального элемента с
древне-классическим.
Как лирический поэт, Капнист не приобрел себе
известности, хотя некоторые из его произведений очень ценились за легкий стих и
временами неподдельное, хотя и не глубокое чувство. Не говоря уже о
современниках Капниста, укажем на Гоголя, который в стихах его находил «аромат
истинно-душевного чувства и какую-то особенную антологическую прелесть». Нельзя,
однако, не заметить, что чувство это в большинстве случаев выражалось
меланхолией, ко-торою Капнист злоупотреблял; это было замечено еще И. И.
Дмитриевым, а впоследствии подтверждено и Белинским.
Своею литературною известностью Капнист обязан
«Ябеде». Комедия эта в первый раз появилась на сцене 22 августа 1798 г. и тогда
же была напечатана. Поводом к сочинению «Ябеды» послужил процесс, веденный
Капнистом с со-седом своим, помещиком Тарновским. Пьеса эта, не отличающаяся
художественными достоинствами, имела блестящий успех, благодаря своему
общест-венному значению. Но после четырех представлений комедия, но Высочайшему
повелению от 23 октября, была запрещена и изъята из продажи. Опала эта
объясняется тем, что, обличая взяточников, Капнист приобрел много врагов среди
чиновного люда, и наиболее влиятельные из них, без сомнения, употребили все
усилия к тому, чтобы представить автора комедии опасным для обще-ства человеком.
В 1805 г. опала с «Ябеды» была снята, после чего она долго держалась на сцене.
Популярность комедий была так велика, что некоторые выражения ее обратились в
пословицы.
Кроме «Ябеды», Капнисту принадлежат еще следующие
драматические произведения:
1) «Клорида и Милон», пастушеская опера в одном действии, сюжет
которой взят из древнегреческой жизни. Она была в первый раз представлена 6
ноября 1800 г. и тогда же напечатана без имени автора;
2) «Сганарель, или мнимая неверность», комедия в трех действиях,
представляющая собою переделку пьесы Мольера «Sganarelle, ou le cocu imaginaire»
. Поставлена на сцену 17 мая 1806 г.;
3) «Антигона», трагедия в пяти действиях, представленная 21 сентября
1814 г. Первая из этих пьес имела еще некоторый успех, а последние две никакого.
Сам автор признавал их слабыми и впоследствии сам их осмеял эпиграммами,
напечатанными в «Сыне Отечества».
Хотя Капнист и состоял членом Российской Академии
еще с 1785 г., но только в 1814 г. принял участие в ее трудах. При составлении
словаря ему по-ручен был выбор слов из «Слова о полку Игореве» и из «Русской
Правды». Благосклоннее относился он к «Беседе любителей русского слова», в
которой числился почетным членом с самого ее основания (1811 г.). В «Чтениях»
Бесе-ды, кроме стихотворений, печатались и прозаические статьи Капниста. Так, в
17-м Чтении (1815 г.) помещено «Письмо к С. С. Уварову о гекзаметрах», в котором
Капнист предлагал переводить Гомера размером русских народных пе-сентябрь. Но
Уваров, как известно, опроверг его мнение, чем и убедил Гнедича переводить
Илиаду размером подлинника. В 18-м Чтении (1815 г.) было напе-чатано «Краткое
изыскание о Гипербореянах и коренном российском стихосложении», в котором автор,
сетуя на Ломоносова за то, что последний «не возобновил древнего русского
стихосложения, пред всеми иностранными толико преимущественного», решается
«вступить дерзостною ногою в ристалище, ми-нованное исполином отечественного
стихотворства» и для того старается пре-жде всего доказать тождество Славян с
Гипербореянами, «народом знаменитым, от которого сами греки заимствовали
искусства и науки». Очевидно, что в этой части своего исследования Капнист
руководствовался не строгою научною критикой, а чувством патриотизма и
различными фантастическими гипотезами, в чем ,однако, и сам сознается. Изыскание
Капниста, как и следовало ожидать, было встречено в печати насмешливыми
отзывами. Последующие же его статьи: «О восстановлении первых шести песней
Одиссеи в первобытный их порядок» (СПб. 1819) и «Мнение о том, что Улисс
странствовал, не в Средиземном, но в Черном и в Азовском морях» («Сын
Отечества», 1819 г.) не удостоились даже и насмешливого отзыва. Такое обидное
молчание было принято автором за знак презрения к его «велемудрствованию».
Собрания сочинений Капниста печатались в
Петербурге и выдержали три издания (1796, 1806, 1849 гг.). Последнее из них
неудовлетворительно в смысле неисправности текста, но от предыдущих отличается
наибольшею полнотой, хотя и не заключает в себе известной оды «На рабство»,
отсутствие которой объясняется цензурными соображениями того времени.
скачать биографию
/ Биографии / Капнист В.В.
|