/ Биографии /
Адамович Г. В.
Адамович Г. В.
Г. В. Адамович родился в Москве. Его отец, поляк по происхождению, служил
уездным воинским начальником, затем — генерал-майором. Учился Адамович во 2-й
Московской гимназии, затем в 1-й Петербургской. В 1910 г. поступил на
историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1914-1915 годах
Адамович познакомился с поэтами-акмеистами, а в 1916-1917 годах стал одним из
руководителей второго «Цеха поэтов». В 1916 г. вышел первый поэтический сборник
Адамовича «Облака», отмеченный легко узнаваемыми к тому времени чертами
акмеистической поэтики. Детально прописанный пейзаж, по преимуществу зимний и
осенний, интерьер служат фоном, который оттеняет душевное состояние лирического
героя. Критики отмечали «особенную зоркость к обыденной жизни», свойственную
поэту. Однако «зрительные образы» не являются для Адамовича самоцелью, для него
важнее поиск эмоционально-напряженного содержания. Предельный лиризм — природное
свойство таланта Адамовича. На эту особенность его поэтического дарования
обратил внимание Н. С. Гумилев, рецензируя первый сборник поэта. «...Он не любит
холодного великолепия эпических образов, — замечал критик, — он ищет лирического
к ним отношения и для этого стремится увидеть их просветленными страданием...
Этот звук дребезжащей струны лучшее, что есть в стихах Адамовича, и самое
самостоятельное». Лирика поэта стремится к классической завершенности формы, но
в ней, элегичной по своему характеру, всегда остается момент недосказанности и
намеренной открытости.
Критики относили Адамовича к «лирикам строго субъективным и своей
субъективностью ограниченным». Коллизии общественной жизни как бы не затрагивают
поэта: погруженный в круг литературных и мифологических реминисценций, он словно
отстранен от тревог мира, хотя живет ими. Поэт знает невыдуманную душевную боль,
и его поэзии близки «муки совести» И. Ф. Анненского.
После революции Адамович участвовал в деятельности третьего «Цеха
поэтов», активно сотрудничал как критик в его альманахах, в газете «Жизнь
искусства», переводил Ш. Бодлера, Ж. М. Эредиа. В 1922 г. вышел сборник
Адамовича «Чистилище», написанный в форме своеобразного лирического дневника. В
его стихах усиливаются рефлексия и самоанализ, возрастает функциональная роль
цитаты. «Чужое слово» не просто вплетается в ткань слова, а становится
структурообразующим началом: многие стихотворения Адамовича строятся как
парафраз известных фольклорных и литературных произведений («Слово о полку
Игореве», «Плач Гудрун», «Роман о Тристане и Изольде», городские романсы). Его
нервный эмоциональный стих не чужд патетики, особенно, когда поэт обращается к
«высоким жанрам», как правило, к древнегреческому и средневековому
западноевропейскому эпосу.
Адамович осознавал себя поэтом Времени. Он чувствовал себя
современником разных эпох, сохраняя тем не менее собственную «позицию
вненаходимости» — дистанцию, отделяющую его, поэта XX в., от условного
мифологического хронотопа. Мифологическое прошлое культуры переживается поэтом
как реальная история, он отождествляет себя с древнегреческим Орфеем, и «тоска
припоминания» становится контрапунктом его лирики.
В 1923 г. Адамович покинул Россию и поселился в Париже. Как критик он
выступает в журнале «Современные записки», газете «Последние новости», затем в
«Звене» и «Числах», постепенно приобретая репутацию «первого критика эмиграции».
Стихов он пишет мало, но тем не менее именно ему эмигрантская поэзия обязана
появлением так называемой «парижской ноты» — предельно искреннего выражения
своей душевной боли, «правды без прикрас». Поэзия призвана быть дневником
человеческих печалей и переживаний. Она должна отказаться от формального
эксперимента и стать «безыскусственной«, ибо язык не в состоянии выразить всю
глубину жизни духа и «неисчерпаемую таинственность повседневной жизни». Искание
правды становится пафосом поэзии Адамовича эмигрантского периода. Его путь
русский мыслитель Г. П. Федотов назвал «аскетическим странничеством». В 1939 г.
выходит сборник стихов Адамовича «На Западе», свидетельствующий об изменении
творческой манеры художника. Поэтика его по-прежнему цитатна, однако развитие
этого принципа идет по линии философского углубления. По мнению рецензента П. М.
Бицилли, назвавшего книгу Адамовича «философским диалогом», своеобразие поэта
проявляется именно в «особой диалогичности разнообразных ладов: то это прямые,
хотя и отрывочные цитаты из Пушкина, Лермонтова, то использование чужих образов,
звучаний, речевого строя, причем иногда так, что в одном стихотворении
осуществляется согласие двух или нескольких «голосов»». Этот подчеркнутый
полифонизм связан у Адамовича с декларируемым им стремлением к ясности и
простоте. Свое поэтическое кредо Адамович формулировал следующим образом: «В
поэзии должно как в острие сойтись все то важнейшее, что одушевляет человека.
Поэзия в далеком сиянии своем должна стать чудотворным делом, как мечта должна
стать правдой». И в своем поэтическом творчестве позднего периода Адамович
стремился к постоянному «одухотворению бытия».
В начале второй мировой войны Адамович записывается добровольцем во
французскую армию. После войны сотрудничает в газете «Новое русское слово».
Сочувственное отношение к Советской России приводит его к разладу с
определенными кругами эмиграции. Последний сборник Адамовича «Единство» вышел в
1967 г. Поэт обращается к вечным темам бытия: жизнь, любовь, смерть,
одиночество, изгнанничество. Тема смерти и тема любви объединяют стихотворения
сборника и объясняют его название. Уход в метафизические проблемы не означал
отказа от «прекрасной ясности» и «простоты». Адамович по-своему, как заметил
поэт и критик Ю. П. Иваск, продолжал акмеизм. Он постоянно ощущал форму — плоть
стиха, поэтическое бытие слова. Отвечая на им же самим поставленный вопрос —
какими должны быть стихи? — Адамович писал: «Чтобы все было понятно, и только в
щели смысла врывался пронизывающий трансцендентальный ветерок...» К этой
творческой сверхзадаче и стремился поэт:
Найти слова, которых в мире нет,
Быть безразличным к образу и краске,
Чтоб вспыхнул белый безначальный свет,
А не фонарик на грошовом масле.
скачать биографию
/ Биографии / Адамович Г. В.
|