/ Биографии /
Херасков М.М.
Херасков М.М.
Творческий путь
Михаил Матвеевич Херасков стоял во главе группы литераторов, считавших
себя учениками Сумарокова и объединившихся вокруг Московского университета и
журнала «Полезное увеселение», издававшегося при университете под руководством
Хераскова с января 1760 по июнь 1762 г.
Поэт, прозаик, Михаил Херасков родился 25 октября (6 ноября) 1733 году
в Переяславле на Полтавщине. Он принадлежал к знатному аристократическому роду.
Сын румынского боярина, переселившегося вместе с Дмитрием Кантемиром в Россию,
М. Херасков воспитывался в доме своего отчима (отец Хераскова умер, когда
мальчику было два года), образованнейшего человека князя Никиты Трубецкого,
который был связан с Кантемиром, Ломоносовым и Сумароковым. Михаил, как и
Александр Сумароков, учился в Шляхетном корпусе в Петербурге, который окончил в
1751 году. Его ожидала блестящая карьера. Однако Херасков предпочел связать свою
жизнь и деятельность с Московским университетом.
В 1775 г. он поступает в штат университета, где работает до своей
отставки (1802) в качестве заведующего библиотекой, типографией, издательством
университета, а затем становится директором университета и его куратором
(попечителем). Выбор Хераскова был обусловлен его стремлением служить
просвещению России. И он преуспел в этом, добившись в 1767 г. преподавания в
университете на русском языке, способствуя развитию культурных учреждений
университета.
Литературные интересы появились у Хераскова еще во время учебы в
корпусе, где он начал писать стихи. С 1760 г. под руководством Хераскова
издается первый литературный журнал «Полезное увеселение», издание еженедельное
на протяжении двух лет, остальные полгода — ежемесячное, участники которого, как
писал Херасков, стремились «к защищению добродетелей, обличению пороков,
увеселению общества». Ставя целью обличать пороки, журнал занимал особую позицию
по сравнению с «Трудолюбивой пчелой», ему была чужда социальная острота сатиры
Сумарокова.
Участники журнала «Полезное увеселение» стояли на умеренно-либеральных
позициях и были способны только на пассивную оппозицию самодержавному произволу
и порядкам дворянско-бюрократической государственности. Исправлять нравы,
«пороками ругаться» — эта задача чужда Хераскову и его группе. Если Сумароков
верил в силу разума, способного улучшить существующий порядок вещей и научить
царей, как править государством, а дворян — выполнять свой гражданский долг, то
Херасков не надеется на разум и противопоставляет ему путь пассивного
нравственного самоусовершенствования каждой личности, путь отхода от участия в
общественной жизни. В стихотворении «К Евтерпе» Херасков вопрошает:
Позволь, Евтерпа, мне еще сказать яснея,
Что я сказать хочу:
Но люди будут ли при сих словах умнея?
Ты скажешь: «Никогда»,— я лучше замолчу.
Разочарование в разуме, в способности с помощью разума добиться успеха
в жизни звучит и в его стихотворении «О разуме»:
На что полезен разум,
Когда поклоны низки,
Когда глубоки иски
Людей приводят к счастью?
На что потребен разум?
Не надобен, я чаю.
Пассивная политическая позиция Хераскова, его отход от гражданского
рационализма были вызваны разочарованием в прогрессивной дворянской
государственности. В период формирования в России новых капиталистических
отношений, в период усиления меркантильных интересов у правящих дворянских
кругов, роста социальных противоречий и явного преобладания реакционных
тенденций в политике дворянского государства Херасков, не веря в разумную
социальную гармонию, предпочитает уклониться от активной социальной борьбы, уйти
в мир нравственно-философских раздумий. Разочарование «в идеалах прогрессивной
дворянской государственности, отказ от служения обществу на основе разума и
гражданского долга и увлечение религиозно-этическими исканиями, бегство от
умственной абстракции эмоциональной рефлексии и от суетной столичной жизни в
сельское уединение» — это новое миросозерцание Хераскова отразилось прежде всего
на его поэзии («Новые оды», изданные 1762 г., и «Философические оды и песни»,
изданные в 1769 г.) и на литературной позиции руководимого им журнала «Полезно
увеселение».
В журнале сотрудничало около 30 литераторов. Среди них и те, кто не
связан с университетом. Группировавшиеся вокруг «Полезного увеселения» писатели
пропагандировали на страницах журнала искусство независимых дворян,
приверженность к изящной словесности. Основное место в журнале отводилось
стихам. Кроме стихов, из которых иногда состоял целый номер журнала, печатались
беллетристические произведения на нравственно-этические темы, философические
анекдоты, нравоучительные статьи. В многочисленных любовных элегиях, посланиях,
идиллиях, анакреонтических и философских одах они предпочитали обличению пороков
воспевание добродетели, отрицание морального зла, прославление сладостной жизни
на лоне природы, которую они противопоставляли житейской суете, погоне за
богатством, карьерой. Мотивы социального неравенства переводились в
морально-этический план, они предлагали каждому находить покой и счастье в
обращении к собственному внутреннему миру. Наиболее полное выражение эти темы и
мотивы нашли в ранней поэзии Хераскова, для которого основное значение имела
нравоучительная «философическая» поэзия. В этой лирике нравоучительные,
моральные сентенции находили эмоциональное выражение, что способствовало
созданию определенного настроения, а сухая морализация воспринималась как
лирическое размышление. Часто звучит в стихотворениях Хераскова и поэтов,
печатавшихся в «Полезном увеселении», мотив быстротечности жизни, бренности
всего земного.
Все тщета в подлунном мире,
Исключенья смертным нет,
В лаврах, рубище, порфире,
Всем должно оставить свет, —
писал Херасков в стихотворении «Прошедшее».
Мотивы эти — предтеча поэзии Державина и поэтов-сентименталистов. В
лирике Хераскова идеализируется патриархальная жизнь людей, не знающих
цивилизации, которая несет с собой развращающее зло. В этом смысле характерна
его элегия «На человеческую жизнь», напечатанная в «Полезном увеселении». В ней
поэт, выражая неудовлетворенность современной русской жизнью, восхваляет жизнь
предков, которые «счастливо век вели, лукавства не имев / И без стенания они на
свете жили».
В стихах Хераскова звучит мотив ухода от общества, от городской шумной
жизни на лоно природы, в мир спокойствия и тишины. В стихотворении, которое так
и называется «Тишина», поэт рисует идиллическую картину подобной жизни, причем,
как это свойственно и поэтам его школы, идеализация сельской жизни оборачивается
идиллическими картинами жизни крестьян.
Для Хераскова бедняки счастливее своих господ, ибо «сребро и пышные
чертоги спокойства сердцу не дают».
Херасков резко осуждает погоню за чинами и деньгами. Его идеал —
образованный дворянин, посвятивший себя высоким материям: науке, культуре,
моральному самоусовершенствованию. И мотивами своей поэзии, и легкой плавностью
изящного стиха Херасков предваряет сентиментальные стихи и «новый слог»
Карамзина. Такие стихи, как:
Мне тихое вздыханье
Стенящих горлиц мило;
Мне тихие потоки,
Мне рощи, мне долины
Приятней лирна гласа —
ничем не отличаются от типично сентиментальных стихов.
Создавая трагедии по всем правилам поэтики классицизма («Борислав» —
политическая трагедия, «Пламена»), Херасков явился зачинателем сентиментализма и
в драматургии. В «Венецианской монахине», написанной в 1758 г., Херасков
разрешает этическую проблему иначе, чем этого требовала трагедия классицизма.
Образом Занеты он доказывает право человека на счастье и любовь вопреки чувству
долга, в данном случае монашескому обету.
В 1774 г. он пишет пьесу «Друг нещастных» — «слезную драму», в которой
действуют несчастные, но добродетельные бедняки, вызывающие сочувствие и помощь
благородных дворян. В духе новых настроений Хераскова один из героев драмы,
дворянин Пречест, обращается к бедной девушке Милане, на которой он хочет
жениться, со словами: «Позвольте мне, скрывшись между вами от света, вкушать
жизнь благополучную». К «слезным драмам» относится и его пьеса «Гонимые».
В творческой практике М. М. Хераскова сказалась внутренняя
противоречивость, вызванная стремлением примирить традиционные каноны
классицизма с новыми литературными веяниями, которые прежде всего проявились в
преодолении абстрактности в создании образов, в стремлении к раскрытию
внутреннего мира человека, его психологического состояния с помощью новых
образных и стилистических средств. Начавшаяся с 1753 г. литературная
деятельность Хераскова была весьма многообразной и плодовитой. Он пишет
стихотворные, драматургические произведения, разрабатывает жанр эпической поэмы,
пишет политико-нравоучительные романы, таков, в частности, роман, изданный им в
1768 г., «Нума Помпилий», в котором Херасков выступает сторонником просвещенной
монархии.
Героическая эпопея «Россияда»
Однако в историю русской литературы Михаил Матвеевич вошел прежде
всего как создатель героической эпопеи «Россияда» (1779). Творец бессмертной
«Россияды» — так называл Хераскова Державин. Героическая эпопея была самым
важным и почетным жанром классицизма. Попытки создать героическую эпопею до
Хераскова («Петрида» Кантемира, «Петр Великий» Ломоносова, «Дмитрияда»
Сумарокова) не увенчались успехом. Создание «Россияды», в которой Херасков
выступает как наиболее последовательный ученик Сумарокова, свидетельствует о
том, что классицизм продолжает оставаться ведущим литературным направлением.
Херасков работал над «Россиядой» восемь лет, используя опыт создания европейской
героической эпопеи («Илиады» Гомера, «Энеиды» Вергилия, «Освобожденного
Иерусалима» Тассо, «Генриады» Вольтера и др.).
Поэтика классицизма предусматривала при создании поэмы важность
исторического сюжета, включение элемента чудесного: видений, предсказаний,
аллегорий, высокий слог должен был соответствовать героико-патриотическому
содержанию, и все обширное повествование излагалось размеренным шестистопным
ямбом, долженствующим передать торжественность и величие происходящего.
Обширная поэма, состоящая из 12 песен, «Россияда» посвящена
знаменательному событию русской истории — взятию Грозным Казани, которое
Херасков расценивал как заключительный этап в борьбе Руси с татаро-монгольским
игом. В «Историческом предисловии» к «Россияде» он писал, что взятие Казани
означало переход страны «из слабости в силу, из уничижения в славу, из
порабощения в господство». В работе над своей обширной поэмой Херасков
использовал летописные источники, «Повесть о Казанском царстве», исторические
песни и легенды.
Главная идея «Россияды» — торжество героики русских воинов, победа
России над варварством, православной веры над магометанской. Своей поэмой автор
преследует воспитательно-патриотическую цель: вдохновить современников подвигами
предков и научить их подлинному патриотизму. Херасков не стремится к
исторической правдивости, документальности в поэме, да это и возбранялось
требованиями поэтики классицизма. Многое переосмыслено, творчески переработано,
украшено фантастикой, почерпнутой и из книжных источников, и из фольклора, когда
рядом с мифологическими образами Марса, Эрота, Киприды действуют Змей Тугарин,
Идолище Поганое. В духе идей дворянского либерализма Херасков рассматривает
взаимоотношения Грозного — идеального монарха и бояр. «Вельможи и цари отечеству
ограда», — говорит в поэме Грозный. Царь храбр, великодушен, делится с ближним
последним глотком воды, он угоден богу и действует по внушению свыше. В единстве
Грозного и бояр сказывается утопичность политических идеалов Хераскова.
Большинство бояр, приближенных царя, воинов и советников доблестны и храбры, они
верные патриоты, которые держат себя с царем смело и независимо. В духе
просветительской идеологии Херасков дает уроки царю. Введением небесного посла
(тень князя Тверского) царю указывается на его долг перед отечеством. Херасков
напоминает царю: «Не царь порфирою, порфира им почтенна».
Несмотря на историческую основу сюжета, «Россияда» обращена к
современности. Написанная в период русско-турецкой войны и законченная незадолго
до присоединения Крыма к России, поэма содержит похвалы в адрес Екатерины,
которая заставит трепетать «восточную луну» и даст народам «божественны» законы.
Поэма посвящена Екатерине II —все это делает весьма ограниченным либерализм
Хераскова. Отвечая требованиям классицизма, Херасков наполняет свою поэму
множеством аллегорий, олицетворений (так, олицетворяются различные страсти и
пороки: злоба, корыстолюбие, безбожие и т. д.), фантастических образов, видений.
В ней много отступлений, длинных описаний, что необычайно замедляет развитие
сюжета. На эту растянутость, тяжеловесность поэмы указывали Вяземский, Батюшков,
признавая в то же время определенные заслуги Хераскова в создании эпопеи. Вместе
с тем в этой героической эпопее есть и ряд отступлений, нарушающих чистоту жанра
и свидетельствующих о новых тенденциях в литературе. Таковы сюжетная линия
татарской царицы Сумбеки, связанный с ней любовный элемент, таково обращение к
фольклору.
Хотя «Россияда» была далека от подлинного историзма, она сыграла
видную роль в литературе XVIII в. в силу своего гражданско-патриотического
содержания. Недаром Херасков назвал свою поэму «Россияда». В основе эпопеи —
национальный сюжет, она рассказывает не только о делах и взаимоотношениях царя и
бояр, но и обо всей России, о героическом русском народе.
Предпосылкой к созданию «Россияды» явилась работа Хераскова над поэмой
«Чесмесский бой» (1771), посвященной победе русского флота в Чесмессхой бухте в
период войны с Турцией (1770). Однако эта поэма, в которой Херасков прямо
заявляет: «россиян петь хочу», рассказывающая о русских воинах, бесстрашных в
бою и вместе с тем великодушных к побежденным, отличалась документальностью. Она
была написана «по точным известиям» и в силу этого не могла полностью отвечать
законам эпической поэмы, требующей элементов «чудесного».
В духе «Россияды» написана и более поздняя поэма Хераскова «Владимир»
(1785), но она менее художественна и проникнута мистическим духом. «Россияда»
была последним значительным произведением и в творчестве Хераскова, и в поэзии
русского классицизма.
Характерные для творчества Хераскова моралистические тенденции и вера
в то, что в результате нравственного усовершенствования каждой личности возможно
достигнуть блага на земле, были достаточно консервативны, но даже пассивная
оппозиция самодержавно-бюрократической политике правительства придавала
независимый характер его личности и творческой деятельности. Херасков проявлял
неустанную заботу о развитии просвещения, помогая молодым литераторам, в
частности Богдановичу, найти свое место в литературе.
Литературный салон Хераскова и его жены Елизаветы Васильевны, писавшей
стихи, был очень популярен среди литераторов. Усилившиеся после пугачевского
восстания религиозно-нравственные тенденции в творчестве Хераскова закономерно
привели его к сближению с масонами, в которых он увидел силу, способную
противостоять растущему «безверию». Это нашло отражение и в последних романах
Хераскова «Кадм и Гармония» (1786) и «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1794), в
которых писатель выражает масонские взгляды и неприязнь к «дерзновенным
вольнодумцам». Романы эти не отличаются художественностью, но знаменуют отход от
рационалистической прозы классицизма к чувствительности, свойственной новому
литературному стилю — сентиментализму.
Михаил Матвеевич Херасков умер 27 сентября (9 октября) 1807 г. в
возрасте 74 лет.
скачать биографию
/ Биографии / Херасков М.М.
|