/ Биографии /
Тынянов Ю.Н.
Тынянов Ю.Н.
ТЫНЯНОВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
(1894-1943) -писатель и литературовед.
Родился в семье врача. В 1918 году окончил историко-филологический
факультет Петроградского университета. Во время учебы стал изучать жизнь и
деятельность В. К. Кюхельбекера - лицейского друга А. С. Пушкина, поэта и
критика, декабриста. Тынянов был первым, кто прочитал оставшиеся в рукописи
произведения Кюхельбекера и впоследствии опубликовал их.
В 1918-1921 годах служил в Коминтерне переводчиком французского
отдела. В 1921-1930 годах - действительный член и профессор Российского
института истории искусств, где читал лекции по истории русской литературы.
Первая книга - "Гоголь и Достоевский. (К теории пародии)" - вышла в 1921 году.
Уже в этой небольшой книге сказались характерные черты Тынянова как историка
литературы. С поразительной интуицией он умел "читать текст", нащупывая в нем
внутреннюю, затаенную жизнь.
Немногим, однако, было известно, что Тынянов не только выдающийся
ученый, но и человек с большим художественным дарованием. Среди этих немногих
был К. И. Чуковский, нередко слушавший устные рассказы Тынянова, в которых тот
представал "живописцем человеческих характеров", умевшим через мимическую сцену,
через тут же импровизируемый диалог, через жест артистично воспроизвести образ и
выявить существо личности как многих своих современников, так и людей прошлых
эпох.
К. И. Чуковский огорчался тем, что Тынянов-ученый не давал ходу
Тынянову-художнику. И когда после услышанного им однажды из уст Тынянова
рассказа о трагической жизни забытого поэта Кюхельбекера представился удобный
случай. Чуковский сначала включил в план одного из издательств небольшую книжку
об этом человеке, а затем отправился к Тынянову. "Если бы не бедность,
угнетавшая его тогда особенно тяжко, он ни за что не взялся бы за такую работу,
которая отвлекала его от научных занятий", - вспоминал Чуковский. С большой
неохотой, но написать книжечку Тынянов все же согласился.
Прошло всего несколько месяцев, и весьма взволнованный автор вручил
изумленному Чуковскому увесистую рукопись "Кюхли", намного превышавшую
запланированный объем. К столетнему юбилею декабрьского восстания книга увидела
свет.
Наука и литература органически слились в первом романе Тынянова
"Кюхля" (1925). Была какая-то странность в названии произведения, даже некое
противоречие между заглавием и подзаголовком "Повесть о декабристе". "Кюхля" -
слово необычное, и, конечно же, не имя, а, скорее всего, ироническое прозвище. И
прямо под этим словом на обложке - слова другие, говорившие о серьезном, о
значительном, об одном из самых важных движений в истории России - декабризме.
Контраст здесь явно входил в замысел автора: названием книги давалось
понять, что на ее страницах речь пойдет о вещах непростых и противоречивых -
лишь по видимости странных и даже смешных.
Действительно, с первой же страницы своего романа Тынянов захватывает
читателя движением от простого к сложному. От мелких подробностей быта давно
ушедшей эпохи к постижению ее драматических противоречий. Круг захватываемого
книгой жизненного пространства становится все шире, а ее проблематика - все
более волнующей. История смешного долговязого мальчика вырастет в повесть о
декабристе и в роман о декабризме.
Писатель и революционер, "пропавший без вести, осмеянный понаслышке",
как писал автор о Кюхельбекере во вступительной статье к собранию его
стихотворений, ожил в романе во всей силе своих чувств, надежд и стремлений.
"Кюхля" - роман-биография. Но, следуя за героем, читатель как бы входит в
портретную галерею дорогих своему сердцу людей, и каждый портрет - а их очень
много - написан свободно, тонко и смело. Везде чувствуется взгляд
самого Кюхельбекера, иногда кажется, что он сам рассказывает о себе, и чем
скромнее звучит его голос, тем отчетливее вырисовывается трагедия исторической
судьбы народа.
Особый смысл имеет у Тынянова география глав, это подчеркивание
перемещений героя, его странствований и скитаний. Построение книги, ее
композиция, ритм, образуемый последовательностью, масштабом и звучанием ее
частей, - все это служит выражению ее главных тем.
Жизнь Кюхельбекера предстает в романе как странничество, как
непрерывное скитальчество. Тынянов ничего тут не выдумывает, он верен правде
документов, фактов, свидетельств современников. Его роман можно было бы назвать
документальным в том смысле, что все главные события, все обстоятельства жизни
героев могут быть подтверждены сохранившимися документами.
Роман "Смерть Вазир-Мухтара" (1927-1928) посвящен А. С. Грибоедову.
Перед читателем - не классик, заслуживший вечную благодарность потомков, а друг
декабристов, автор запрещенной комедии, так и не увидевший ее ни в печати, ни на
сцене. О "Горе от ума" в романе говорится мало. Вместе с тем весь роман - это
как бы огромный психологический комментарий к гениальной комедии. Все ясно - и
причины, по которым она осталась в сущности единственным произведением
Грибоедова, и тот факт, что автор этой комедии стал полномочным министром
русского правительства, Вазир-Мухтаром.
Тынянов - не только исторический романист, историк и теоретик
литературы, но и автор сценариев фильмов "Шинель" (1926) и "СВД" ("Союз великого
дела", 1927). Он много занимался переводами - широко известны его переводы поэм
и стихотворений Гейне. Среди исторических повестей и рассказов Тынянова -
"Подпоручик Киже" (1928), "Восковая персона" (1931), "Малолетний Витушишников"
(1933).
С увлечением работал Тынянов над созданием серии "Библиотека поэта" -
одного из замечательных начинаний М. Горького. Он возглавил всю
научно-исследовательскую работу, связанную с изданием серии.
Начиная работу над романом "Пушкин" (ч. 1-3, 1935-1943), писатель
думал, что этой книгой будет закончена трилогия "Кюхельбекер - Грибоедов -
Пушкин". В первых вариантах роман начинался с Абиссинии, с предков Пушкина.
Потом Тынянов оставил этот замысел, решив следовать за пушкинским планом
автобиографии, который относится к 1830 году и публикуется обычно под названием
"Программа записок". Писатель заново прочел этот маленький текст и положил его в
основу первой части романа. Ему удалось расшифровать многие загадки, начатые и
брошенные фразы, фамилии. Опираясь на ничтожные данные, он угадывал главное и
строил на нем свое повествование. Но роман "Пушкин" не был доведен до конца.
В течение многих лет Тынянов был тяжело болен. Во время войны, в
условиях эвакуации, он написал третью часть романа "Пушкин" и рассказ о генерале
И. С. Дорохове, герое Отечественной войны 1812 года, который сражался и одержал
победу под Вязьмой (в те дни, когда писатель работал над рассказом, под Вязьмой
шли ожесточенные бои).
Как и у всякого подлинного художника, у Тынянова был свой круг тем,
своя идейная проблематика, свой жизненный "материал", свое эстетическое
восприятие действительности, своя поэтика, своя стилистика. Художественная
оригинальность Тынянова связана с тем, что он был активным участником
литературного процесса, в котором ему удалось сказать свое слово.
скачать биографию
/ Биографии / Тынянов Ю.Н.
|