/ Биографии /
Дюма А. - сын
Дюма А. - сын
Александр Дюма-сын (27 июля 1824 — 27 ноября 1895) — сын Александра Дюма,
знаменитый французский драматург, член Французской академии (с 1874)
Мать его была простая парижская работница, от которой Дюма унаследовал
любовь к аккуратному и спокойному образу жизни, так резко отличающую его от
чисто богемной натуры отца. Разорвав связь с кроткой, непритязательной гризеткой
Jenny, Дюма-отец узаконил своего сына и дал ему хорошее воспитание. С 18-ти лет
он начал писать стихотворения в периодических изданиях; в 1847 г. появился его
первый стихотворный сборник, «Péchés de jeunesse» («Грехи юности»); за
ним последовал ряд мелких повестей и рассказов, на которых отчасти отразилось
влияние отца («Aventures de quatre femmes et d’un perroquet» («Приключения
четырёх женщин и попугая»), «Le Docteur Servans» («Доктор Серван»), «Cesarine»,
«Le Roman d’une femme», «Trois hommes forts» etc.), a потом и более оригинальные
романы и повести: «Diane de Lys», «Un paquet de lettres», «La dame aux perles»,
«Un cas de rupture» и др.
Талант Дюма сказался в полном объёме только тогда, когда он перешёл к
психологическим драмам. В них он затрагивал наболевшие вопросы общественной и
семейной жизни и решал их по-своему, со смелостью и талантом, делавшими из
каждой его пьесы общественное событие. Серию этих блестящих драм «à
thèse» («идейных», «тенденциозных» пьес) открыла «La Dame aux
Camélias» (написанная первоначально в виде романа), представленная впервые
на сцене в 1852 году после упорной борьбы автора с цензурой, не допускавшей
представления пьесы как слишком безнравственной.
В «Даме с камелиями» Дюма выступил защитником «погибших, но милых
созданий» и сделал из своей героини, Маргариты Готье, идеал любящей до
самопожертвования женщины, стоящей несравненно выше осуждающего её света.
Прототипом Маргариты послужила Мари Дюплесси.
На сюжет «Дамы с камелиями» создана опера Джузеппе Верди «Травиата».
За первой драмой последовали: «Diane de Lys» (1851), «Demi-Monde»
(1855), «Question d’argent» (1857), «Fils Naturel» (1858), «Père Prodigue»
(1859), «Ami des femmes» (1864), «Les Idées de m-me Aubray» (1867),
«Princesse Georges» (1871), «La femme de Claude» (1873), «Monsieur Alphonse»
(1873), «L’Etrangère» (1876). Во многих из этих пьес Дюма — не просто
бытописатель и психолог, исследующий явления душевной жизни своих героев; он
вместе с тем моралист, нападающий на предрассудки и устанавливающий свой кодекс
нравственности. Он занимается чисто практическими вопросами нравственности,
поднимает вопросы о положении незаконнорожденных детей, о необходимости развода,
о свободном браке, о святости семьи, о роли денег в современных общественных
отношениях и т. д. Своей блестящей защитой того или другого принципа Дюма
несомненно придает большой интерес своим пьесам; но предвзятая мысль, с которой
он приступает к своим сюжетам, вредит иногда эстетической стороне его драм. Они
остаются, тем не менее, серьёзными художественными произведениями благодаря
неподдельной искренности автора и некоторым истинно поэтическим, глубоко
задуманным фигурам — Маргариты Готье, Marceline Delaunay и др. Издав собрание
своих драм (1868—1879) с предисловиями, ярко подчеркивающими их основные мысли,
Дюма продолжал писать для сцены. Из его поздних пьес наиболее известны:
«Princesse de Bagdad» (1881), «Denise» (1885), «Francillon» (1887); кроме того,
он написал «Comtesse Romani» в сотрудничестве с Фульдом (под общим псевдонимом
G. de Jalin), «Les Danicheff» — с П. Корвином (подписана Р. Nevsky).
Задетые им в драмах социальные вопросы Дюма разрабатывал также в
романах («Affaire Clmenceau») и полемических брошюрах. Из последних особенно
известны «L’homme-femmine», «La Question du divorce», «Recherche de la paternit»
и др.
скачать биографию
/ Биографии / Дюма А. - сын
|