/ Биографии /
Осоргин М. А.
Осоргин М. А.
ОСОРГИН, МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ (наст. фамилия Ильин) (1878–1942), русский
прозаик, журналист. Родился 7 (19) октября 1878 в Перми в семье потомственных
столбовых дворян, прямых потомков Рюрика. Начал печататься в гимназические годы,
с 1895 (в т.ч. рассказ Отец, 1896). В 1897 поступил на юридический факультет
Московского университета, откуда в 1899 за участие в студенческих волнениях был
сослан в Пермь под негласный надзор полиции. В 1900 восстановился в университете
(окончил курс в 1902), вел в годы учебы рубрику «Московские письма» («Дневник
москвича») в газете «Пермские губернские ведомости». Доверительной интонацией,
мягкой и мудрой иронией в сочетании с меткой наблюдательностью отмечены и
последующие рассказы Осоргина в жанре «физиологического очерка» (По наклонной
плоскости. Из студенческой жизни, 1898; Арестантский вагон, 1899), романтической
«фантазии» (Два мгновения. Новогодняя фантазия, 1898) и юмористические зарисовки
(Письмо сынка к мамаше, 1901). Занимался адвокатурой, совместно с
К.А.Ковальским, А.С.Буткевичем и др. основал в Москве издательство «Жизнь и
правда», выпускавшее лубочную литературу. Здесь в 1904 вышли брошюры Осоргина
Япония, Русские военачальники на Дальнем Востоке (биографии Е.И.Алексеева,
А.Н.Куропаткина, С.О.Макарова и др.), Вознаграждение рабочих за несчастные
случаи. Закон 2 июня 1903 года.
В 1903 писатель женился на дочери известного народовольца А.К.Маликова
(мемуарный очерк Осоргина Встречи. А.К.Маликов и В.Г.Короленко, 1933). В 1904
вступил в партию эсеров (был близок к ее «левому» крылу), в подпольной газете
которых в 1905 опубликовал статью За что?, оправдывающую терроризм «борьбой за
благо народа». В 1905 во время московского вооруженного восстания был арестован,
из-за совпадения фамилий с одним из руководителей боевых дружин едва не казнен.
Приговорен к ссылке, в мае 1906 временно освобожден под залог. Пребывание в
Таганской тюрьме отразилось в Картинках тюремной жизни. Из дневника 1906 г.,
1907; участие в эсеровском движении – в очерках Николай Иванович, 1923, где, в
частности, упоминалось и об участии В.И.Ленина в диспуте на квартире Осоргина;
Венок памяти малых, 1924; Девятьсот пятый год. К юбилею, 1930; а также в
рассказе Террорист, 1929, и имеющей документальную основу дилогии Свидетель
истории, 1932, и Книга о концах, 1935.
Уже в 1906 Осоргин пишет о том, что «трудно отличить революционера от
хулигана», и в 1907 нелегально уезжает в Италию, откуда посылает в русскую
прессу корреспонденции (часть вошла в кн. Очерки современной Италии, 1913),
рассказы, стихи и детские сказки, часть которых вошла в кн. Сказки и несказки
(1918). С 1908 постоянно сотрудничает в газете «Русские ведомости» и журнале
«Вестник Европы», где опубликовал рассказы Эмигрант (1910), Моя дочь (1911),
Призраки (1913) и др. Около 1914 вступил в масонское братство Великой ложи
Италии. В те же годы, изучив итальянский язык, пристально следил за новостями
итальянской культуры (статьи о творчестве Г.Д"Аннунцио, А.Фогаццаро, Дж.Паскали
и др., о «разрушителях культуры» – итальянских футуристах в литературе и
живописи), стал крупнейшим специалистом по Италии и одним из самых видных
русских журналистов, выработал специфический жанр беллетризованного эссе, с
конца 1910-х годов нередко пронизанного характерной для манеры писателя
лирической иронией. В июле 1916 полулегально вернулся в Россию. В августе в
«Русских ведомостях» была опубликована его ст. Дым отечества, вызвавшая гнев
«патриотов» такими сентенциями: «...очень хочется взять российского человека за
плечи... тряхнуть и прибавить: «А и горазд же ты спать даже и под пушку!».
Продолжая работать разъездным корреспондентом, выступил с циклами очерков По
Родине (1916) и По тихому фронту (1917).
Февральскую революцию принял сначала восторженно, затем –
настороженно; весной 1917 в ст. Старая прокламация предупреждал об опасности
большевизма и «нового самодержца» – Владимира, опубликовал цикл беллетризованных
очерков о «человеке из народа» – «Аннушке», выпустил брошюры Борцы за свободу
(1917, о народовольцах), Про нынешнюю войну и про вечный мир» (2-е изд., 1917),
в которой ратовал за войну до победного конца, Охранное отделение и его секреты
(1917). После Октябрьской революции выступал против большевиков в оппозиционных
газетах, призывал к всеобщей политической забастовке, в 1918 в ст. День скорби
предсказал разгон большевиками Учредительного собрания. Укрепление
большевистской власти побудило Осоргина призвать интеллигенцию заняться
созидательным трудом, сам он стал одним из организаторов и первым председателем
Союза журналистов, вице-председателем Московского отделения Всероссийского союза
писателей (совместно с М.О.Гершензоном подготовил устав союза), а также
создателем знаменитой Книжной лавки писателей, ставшей одним из важных центров
общения литераторов и читателей и своеобразным автографическим («рукописным»)
издательством. Принимал активное участие в работе московского кружка «Студия
Итальяна».
В 1919 был арестован, освобожден по ходатайству Союза писателей и
Ю.К.Балтрушайтиса. В 1921 работал в Комиссии помощи голодающим при ВЦИК
(Помгол), был редактором издаваемого ею бюллетеня «Помощь»; в августе 1921 был
арестован вместе с некоторыми членами комиссии; от смертной казни их спасло
вмешательство Ф.Нансена. Зиму 1921–1922 провел в Казани, редактируя
«Литературную газету», вернулся в Москву. Продолжал публиковать сказки для детей
и рассказы, перевел (по просьбе Е.Б.Вахтангова) пьесу К.Гоцци Принцесса Турандот
(изд. 1923), пьесы К.Гольдони. В 1918 сделал наброски большого романа о
революции (опубликована глава Обезьяний городок). Осенью 1922 с группой
оппозиционно настроенных представителей отечественной интеллигенции был выслан
из СССР (очерк Как нас уехали. Юбилейное, 1932). Тоскуя по Родине, до 1937
сохранял советский паспорт. Жил в Берлине, выступал с лекциями в Италии, с 1923
– во Франции, где после женитьбы на дальней родственнице М.А.Бакунина вступил в
наиболее спокойную и плодотворную полосу своей жизни.
Мировую известность принес Осоргину начатый еще в России роман Сивцев
Вражек (отд. изд. 1928), где в свободно скомпонованном ряде глав-новелл
представлена спокойная, размеренная и духовно насыщенная жизнь в старинном
центре Москвы профессора-орнитолога и его внучки, – типичное бытие
прекраснодушной русской интеллигенции, которое сначала потрясает Первая мировая
война, а затем взламывает революция. На произошедшее в России Осоргин стремится
взглянуть с точки зрения «абстрактного», вневременного и даже внесоциального
гуманизма, проводя постоянные параллели человеческого мира с животным.
Констатация несколько ученического тяготения к толстовской традиции, упреки в
«сырости», недостаточной организованности повествования, не говоря уже о явной
его тенденциозности, не помешали огромному читательскому успеху Сивцева Вражка.
Ясность и чистота письма, напряженность лирико-философской мысли, светлая
ностальгическая тональность, продиктованная непреходящей и острой любовью к
своему отечеству, живость и точность бытописания, воскрешающего аромат
московского прошлого, обаяние главных героев – носителей безусловных
нравствственных ценностей сообщают роману Осоргина прелесть и глубину
высокохудожественного литературного свидетельства об одном из сложнейших
периодов в истории России. Творческой удачей писателя стали также Повесть о
сестре (отд. изд. 1931; впервые опубл. 1930 в журнале «Современные записки», как
и многие другие эмигрантские произведения Осоргина), навеянная теплыми
воспоминаниями о семье писателя и создающая «чеховский» образ чистой и цельной
героини; посвященная памяти родителей книга мемуаров Вещи человека (1929), сб.
Чудо на озере (1931). Мудрая простота, задушевность, ненавязчивый юмор,
свойственные манере Осоргина, проявились и в его «старинных рассказах» (часть
вошла в сб. Повесть о некоей девице, 1838). Обладая отменным литературным
вкусом, Осоргин успешно выступал как литературный критик.
Примечателен цикл романов на автобиографическом материале Свидетель
истории (1932), Книга о концах (1935) и Вольный каменщик (1937). В первых двух
дано художественное осмысление революционных умонастроений и событий в России
начала века, не лишенное черт авантюрно-приключенческого повествования и
приводящее к мысли о тупиковости жертвенно-идеалистического пути максималистов,
а в третьем – жизни русских эмигрантов, связавших себя с масонством, одним из
активных деятелей которого Осоргин был с начала 1930-х годов. Критика отмечала
художественное новаторство Вольного каменщика, использование стилистики
кинематографа (отчасти родственное поэтике европейского экспрессионизма) и
газетных жанров (информационные вкрапления, фактуальная насыщенность,
сенсационно-лозунговые «шапки» и т.п.).
Отчетливо проявившийся в романе Сивцев Вражек пантеизм Осоргина нашел
выражение и в цикле лирических очерков Происшествия зеленого мира (1938;
первоначально публиковались в «Последних новостях» за подписью «Обыватель»), где
пристальное внимание ко всему живому на земле сочетается с протестом против
наступательной технотронной цивилизации. В русле такого же «оберегающего»
восприятия создан и цикл, посвященный миру вещей, – собранной писателем
богатейшей коллекции русских изданий Записки старого книгоеда (1928–1937), где в
архаизированно-точной, правильной и красочной авторской речи выразился
безошибочный слух прозаика на русское слово.
Незадолго до войны Осоргин начал работу над мемуарами (Детство и
Юность, обе 1938; Времена – опубл. 1955). В 1940 писатель перебрался из Парижа
на юг Франции; в 1940–1942 публиковал в «Новом русском слове» (Нью-Йорк)
корреспонденции Письма из Франции. Пессимизм, осознание бессмысленности не
только физического, но и духовного противостояния злу отражены в книгах В тихом
местечке Франции (изд. в 1946) и Письма о незначительном (изд. в 1952).
Умер Осоргин в Шабри (Франция) 27 ноября 1942.
скачать биографию
/ Биографии / Осоргин М. А.
|