/ Биографии /
Эмис К.У.
Эмис К.У.
ЭМИС (Amis) Кингсли Уильям (16 апреля 1922, Лондон — 22 октября 1995, там
же), английский писатель. Кавалер Ордена Британской империи (1981). Возведен в
рыцарское достоинство (1990).
Годы учебы в колледже Сент-Джон в Оксфорде были прерваны службой в
армии во время Второй мировой войны (1942-1945). Только в 1949 Эмис смог
завершить свое образование. В 1949-1963 преподавал английскую литературу в
университетах Суонси, Принстона и Кембриджа.
Творческий путь начинал как поэт. Его перу принадлежат несколько
сборников: «Солнечный ноябрь» («Bright November», 1947), «Склад ума» («A Frame
of Mind», 1953), «Пробы» («A Case of Samples», 1956), «Взгляд вокруг» (1967). В
1978 Эмис составил «Оксфордскую антологию легкой поэзии» («The Oxford Book of
Light Verse»), а также несколько антологий современных поэтов.
Первый и самый большой успех
Известность писателя, однако, связана прежде всего с его романами,
особенно с первым из них — «Счастливчик Джим» («Lucky Jim», 1954; премия
Сомерсета Моэма; экранизация 1957; переведен на русский язык в 1958), книгой,
воспринятой в контексте движения «рассерженных молодых людей» (Дж. Уэйн, Дж.
Брейн, Дж. Осбор н, А. Силлитоу в ранний период их творчества). Герой книги Джим
Диксон, ассистент кафедры истории провинциального университета, стал во многом
репрезентативной фигурой для своего времени, а его имя — нарицательном в Англии
1950-1960-х гг. Не слишком отважный радикал втайне лелеет мечту о том, чтобы его
подхватила «великая очистительная волна гнева и презрения», в повседневном
обиходе оставаясь конформистом, пленником тривиальных понятий о жизненном успехе
и престиже. Приспособленчество и протест на протяжении всего романа попеременно
становятся доминантами его поведения; эта раздвоенность и делает героя Эмиса
олицетворением социальной психологии своей эпохи. Бунтарство не идет у него
дальше жестов поверхностного протеста; издеваясь над окружающим тупоумием, в
комических, почти клоунских формах, Джим испытывает леденящий душу ужас перед
разоблачением; бунт против педанта, от которого зависит вся университетская
карьера героя, выражаются лишь в гримасах и нелепых поступках. Раздвоенность
побуждений, вечная неуверенность в себе приводят героя к тупиковым ситуациям, а
благополучный финал воспринимается как травестийное обыгрывание банальной
беллетристики, требующей успокоительных развязок. Вместе с тем несомненна и
симпатия Эмиса к своему персонажу: Диксон сохраняет черты живой, незаурядной
личности, томящейся среди окружающих его пошлости и самодовольства. Историю
своего типичного героя Эмис продолжил в романе «Это неопределенное чувство»
(«That Uncertain Feeling», 1955), действие которого происходит также в
провинциальной публичной библиотеке, и завершил в романе «Пунктик Джейка»
(«Jake's Thing», 1978). Здесь главным героем становится профессор Оксфордского
университета, постаревший, страдающий от одиночества человек, попадающий в руки
врачей-шарлатанов.
От радикализма к консерватизму
Со временем радикализм, исповедуемый «рассерженными молодыми людьми»
становится чужд Эмису, о бунтарских помыслах его героя нет и речи. Уже к концу
1950-х гг. писатель заявил о своем неприятии левых идей, а в годы молодежного
движения занял по отношению к нему непримиримо враждебную позицию. Сатирические
выпады писателя в романах «Мне нравится здесь» («I Like It Here», 1958),
действие которого происходит в Португалии, «Выбирай девочку себе по вкусу»
(«Take a Girl Like You», 1960), «Толстый англичанин» («One Fat
Englishman»,1963), «Я хочу сейчас» («I Want it Now», 1968) — их действие
переносится в США — все чаще направлены против тех, для кого аффектированное
отвращение к будничности и страсть к эпатажу становились суррогатом отношения к
жизни. Налет левизны стал не только модным знаком приобщенности к современным
настроениям и взглядам, но и способом осуществления своекорыстных интересов.
Эмис разрабатывает эту тему и в романе «Девушка в двадцать лет» («Girl, 20»,
1971), где с нескрываемой язвительностью описана «молодежная революция» 1960-х
гг., а особенно — попытки вчерашних интеллектуалов угнаться за временем,
повторяя клишированные лозунги протеста, выродившегося в шутовство. Они
оказываются легкой добычей тех, кто использует эти лозунги для осуществления
собственных карьерных амбиций.
Спустя двадцать лет в начале 1990-х гг. Эмис с неменьшим скепсисом
описал ажиотаж вокруг коллапса советской системы, когда на поверхность вынесло
проходимцев, спекулирующих якобы испытанными ими гонениями в коммунистические
времена («Эта русская », «A Russian Girl», 1992; русский перевод — 1999). Устами
одного из персонажей этого романа, профессора-слависта, ставшего жертвой мнимой
поэтессы-диссидентки из Москвы, выражены эстетические принципы писателя, которых
он придерживался всю свою писательскую жизнь. Эмис не приемлет модернизма,
считая, что критерий созвучия произведения реальной жизни, по-новому увиденной и
запечатленной художником, модернисты подменяют требованиями формальной
изощренности, необычности, усложненности, становящейся самоценной.. Писатель, на
его взгляд, несет ответственность прежде всего перед своей аудиторией, а не
перед языком, как полагают большинство современников. Эти взгляды должны были
вызвать и вызвали резкую критику: стремление Эмиса к отражению реальной жизни,
установка на читательское узнавание часто служат поводами для обвинения его в
творческом конератизме. Не встречала понимания и стойкая приверженность этого
писателя роману нравов, описывающему определенную социальную среду традиционными
средствами, в духе викторианской прозы.
В последние годы
Эмиса постепенно, но все увереннее с каждым годом отождествляли с
массовой и коммерческой литературой — часто слишком прямолинейно и
бездоказательно. Однако он дал повод для таких оценок, главным образом, тем, что
после смерти И. Флеминга продолжил сериал о Джеймсе Бонде («Полковник Солнце» —
«Colonel Sun», 1968, издан под псевдонимом Р. Маркем — R. Markham), а также
опубликовал несколько легко и изящно написанных комических романов, лишенных
сколько-нибудь значительного содержания (наибольшей популярностью среди них
пользовались: «Старые шуты» («The Old Devils»,1986, Букеровская премия), «Нельзя
быть тем и другим одновременно» («You Can't Do Both», 1994), «Усатый биограф»
(«The Biographer's Moustache», 1995) Вместе с тем достоинства прозы Эмиса —
присущее ей многообразие ярко очерченных характеров, наблюдательность,
выразительность картин будничной жизни — сохранялись в ней с начала карьеры
писателя и до самого конца. Эмис занимает прочно высокое место и в истории
английской комической прозы 20 в. от Дж. К. Джерома до И. Во.
Эмис испробовал себя в разных жанрах, в том числе в жанре шпионского
романа («Лига против смерти» —«The Anti-Death League», 1966) и «готической
прозы» («Зеленый человек» — «The Green Man»,1969), исторической антиутопии
(«Изменение» —«The Alteration», 1976). Кроме художественных произведений, он
писал филологические исследования — о Киплинге* («Kipling», 1975), по научной
фантастике («Новые карты ада» — «New Maps of Hell», 1960; «Золотой век научной
фантастики» — «The Golden Age Of Science Fiction», 1981).
скачать биографию
/ Биографии / Эмис К.У.
|