/ Биографии /
Толстая Т.
Толстая Т.
ТОЛСТАЯ, ТАТЬЯНА НИКИТИЧНА (1951) – русская писательница.
Родилась 3 мая 1951 в Ленинграде. Отец – академик-филолог Никита
Толстой, деды – писатель Алексей Толстой и переводчик Михаил Лозинский. В 1974
окончила отделение классической филологии филфака ЛГУ, после чего переехала в
Москву. До 1983 работала в Главной редакции Восточной литературы при
издательстве «Наука».
Активно печататься начала при советской власти. Первая публикация –
рассказ На золотом крыльце сидели… появился журнале «Аврора» в 1983. Как критик
дебютировала в том же году статьей Клеем и ножницами.
В середине 80-х написала и опубликовала в периодической печати около
20 рассказов (Факир, Круг, Потеря, Милая Шура, Река Оккервиль и др.) и повесть
Сюжет. В 1988 тринадцать из них вышли отдельной книгой: На золотом крыльце
сидели….
Советская официальная критика отнеслась к прозе Толстой настороженно.
Одни упрекали ее в «густоте» письма, в том, что «много в один присест не
прочтешь». Другие, напротив, говорили, что прочли книгу взахлеб, но что все
произведения написаны по одной схеме, искусственно выстроены. В интеллектуальных
читательских кругах того времени Толстая пользовалась репутацией оригинального,
независимого писателя. Герои ее прозы в основном – простые «городские чудики»
(старорежимные старушки, «гениальные» поэты, слабоумные инвалиды детства…),
живущие и гибнущие в жестокой и тупой мещанской среде.
В прозе Толстой, по мнению критиков, прослеживается влияние Шкловского
и Тынянова, с одной стороны, и Ремизова – с другой. Она сталкивает слова из
различных семантических слоев языка, как правило, смотрит на своих героев
«остраненно», разворачивает сюжет подобно кинематографическим кадрам… Но если у
Шкловского и Тынянова «избыточные» слова использовались для того, чтобы дать
предмету как можно более точное, исчерпывающее определение, а Ремизова обращение
к архаическим пластам языка приближало к изначальному смыслу слова, то Толстая,
используя разработанные ими методы парадоксальных словосочетаний, демонстрирует
то, что Вяч.Курицын назвал «хищным цинизмом глазомера». Андрей Немзер так
высказался о ее ранних рассказах: «„Эстетизм“ Толстой был важнее ее
„морализма“». В 1990 уезжает преподавать русскую литературу в США, где проводит
по несколько месяцев в году почти все последующее десятилетие. В 1991 ведет
колонку «Своя колокольня» в еженедельнике «Московские новости», входит в состав
редколлегии журнала «Столица». Появляются переводы ее рассказов на английский,
немецкий, французский, шведский и др. языки. В 1997 отдельной книгой (Любишь –
не любишь) в Москве переиздаются ее рассказы, в 1998 – книга Сестры, написанная
совместно с сестрой Натальей. В 2000–2001 выходит новый роман Толстой Кысь – о
мутирующей после ядерного взрыва России. Страна, согласно роману, полностью
деградировала: язык почти утрачен, мегаполисы превращены в убогие деревни, где
люди живут по правилам игры в «кошки-мышки». Роман пропитан сарказмом, характеры
героев выстраиваются в своеобразную галерею уродов, их сексуальность подчеркнуто
груба и первобытна. Русскоязычные критики отнеслись к новой Толстой по-разному.
Борис Парамонов, живущий в США, сравнивает ее литературную судьбу с судьбой
Набокова и, вспоминая слова последнего о том, что «ангелы большие и сильные»,
называет роман «ударом крыла ангела». Российские критики к роману Толстой
отнеслись не столь восторженно, одновременно в той или иной степени признавая ее
мастерство, о котором Борис Акунин отозвался так: язык Толстой «вкусный»,
«пальчики оближешь». В начале 2000-х переиздаются ее рассказы (Река Оккервиль,
2000, Ночь, 2001), сборник Сестры, выходит в свет книга, включившая произведения
Татьяны и Натальи Толстых (День. Разное, 2001), сборник публицистики Татьяны
Толстой День. Личное (2001) и ее книга Изюм (2002). Публицистика Толстой
вызывает противоречивые отзывы. Тот же Борис Парамонов негодует из-за презрения
автора к традиционным ценностям американской культуры, российские критики,
напротив, одобряют такую позицию и порою утверждают, что эссе Толстой удачнее,
чем ее проза. В 2001 Толстая получает приз XIV Московской международной книжной
ярмарки в номинации «Проза», в том же году – престижную премию «Триумф». С 2002
является соведущей (вместе со сценаристкой Дуней Смирновой) телепередачи «Школа
злословия». Издания: На золотом крыльце сидели. Рассказы. М., «Советский
писатель», 1987; Любишь – не любишь. Рассказы. М., «Олма-Пресс», 1997; Река
Оккервиль. Рассказы. М., «Подкова», 2000; Кысь. Роман. «Подкова», 2000;
«Иностранка», 2001; Ночь. Рассказы. М., «Подкова», 2001; Личное. М., «Подкова»,
2001.
скачать биографию
/ Биографии / Толстая Т.
|