/ Биографии /
Евтушенко Е.А.
Евтушенко Е.А.
ЕВТУШЕНКО, ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р. 1933), русский поэт, прозаик,
киносценарист, кинорежиссер. Родился 18 июля 1933 на ст. Зима Иркутской области
в семье геологов, мать впоследствии стала певицей. Рос в Москве, где с 1949
начал печатать стихи. В 1951–1957 учился в Литературном институте им.
А.М.Горького (исключен за поддержку романа В.Д.Дудинцева Не хлебом единым), в
1952 стал самым молодым членом Союза писателей СССР.
Начав с подражания пафосно-политизированной поэзии В.В.Маяковского
(сборники Разведчики грядущего, 1952; Третий снег, 1955), в дальнейшем выработал
собственный оригинальный поэтический стиль, сочетающий ораторскую
публицистичность с органичностью бытовой лексики, патетику и лиризм, медитацию и
сюжетность, ритмическую гибкость и высокое мастерство версификатора, уверенно
чувствующего себя в любом стиховом «поле» – от верлибра до ямба, глубину
размышлений о вечном и острую злободневность, интимную камерность и пафос
гражданственности (сборники Шоссе энтузиастов, 1956; Обещание, 1957; Яблоко,
1960; Взмах руки, Нежность, оба 1962; Катер связи, 1966; Идут белые снеги, 1969;
Дорога номер один, Поющая дамба, оба 1972; Интимная лирика, 1973; Отцовский
слух, 1975; Утренний народ, 1978; Две пары лыж, 1982; Граждане, послушайте меня,
1989).
Едва ли не самый яркий и, безусловно, самый читаемый русский поэт 20
в., Евтушенко, в сплетении традиций русской лирики «золотого» и «серебряного»
веков с достижениями русского «авангарда», стал своеобразным поэтическим
камертоном времени, отражая настроения и перемены в сознании своего поколения и
всего общества. Один из вождей литераторов-«шестидесятников», собиравший наряду
с А.А.Вознесенским, А.А.Ахмадулиной, Р.И.Рождественским и др. толпы на чтение
своих стихов в Политехническом музее, Евтушенко сразу проявил себя как сын
периода «оттепели», эпохи первого бескомпромиссного обличения культа личности
Сталина (стихотворения И другие, 1956; Лучшим из поколения, 1957; Наследники
Сталина, 1962), в противостоянии которым он, однако, не доходил до отрицания
ценностей российского революционного движения, леворадикального сознания и
комсомольского энтузиазма современных ему «строителей коммунизма» (поэмы
Братская ГЭС, 1965; Казанский университет, 1970). В своем многоаспектном и
многожанровом творчестве Евтушенко, всегда умело балансирующий на грани
лояльности и оппозиционности, наряду с расхожими официозными (и тем не менее
облагороженными силой художественного выражения) темами борьбы за мир (поэмы
Мама и нейтронная бомба, 1982, Государственная премия СССР, 1984; Фуку, 1985) и
мирового коммунистического движения (поэма в прозе Я – Куба, 1963, на основе
которой по сценарию Евтушенко создан советско-кубинский кинофильм, 1964, реж.
М.Калатозов и С.Урусевский; «кубинский» цикл – Интернационал, Разговор с МАЗ'ом,
Три минуты правды, Архивы кубинской кинохроники, и др.; повесть в стихах Голубь
в Сантьяго, 1978) свежо и сильно звучат темы повседневной жизни рядового
труженика, народных воспоминаний о недавних боях с фашистами, собственного
военного детства и «малой родины», бережного отношения к природе, исторического
прошлого России (поэмы Станция «Зима», 1956; Ивановские ситцы, 1976; Северная
надбавка, 1977; «Непрядва, 1980; стихотворения Свадьбы, Фронтовик, оба 1955;
Баллада о браконьерстве, 1963, и др.). Особый пласт – протестная лирика
Евтушенко, идущая в одном русле с его смелыми, особенно для в целом весьма
благополучного во все советские времена литератора, гражданскими поступками
(выступления в защиту «диссидентов» – А.Д.Синявского, Ю.М. Даниэля,
А.И.Солженицына, И.А.Бродского, В.Н.Войновича и др., неприятие агрессии в
Венгрии, Чехословакии, Афганистане и т.п., возмущение преследованиями
творческого «инакомыслия» (стихотворения Танки идут по Праге, 1968; Афганский
муравей, 1983; Баллада о стихотворении Лермонтова «На смерть поэта» и о шефе
жандармов, 1963). Гуманистическая позиция Евтушенко, неизменно ориентирующая на
взаимопонимание людей всех национальностей и рас, породила в его творчестве
мотив «гражданина мира», отождествляющего себя с каждым сыном Земли, страдания
которого будят его совесть («Я мыслю: я сегодня иудей...» – стих. Бабий Яр,
1961; «...глазами чеха или венгра взглянуть на русские штыки» – стих.
Возрождение, 1971), постоянно сопоставляющего судьбу своего народа с судьбами
Планеты, на всех континентах приветствующего освобождение от догм и
предрассудков априорной отвагой творческого дара (поэма Снег в Токио, 1974),
решительно при этом отвергая кровь и насилие (поэмы Коррида, 1967; Под кожей
статуи Свободы, 1970). Поэтическая речь Евтушенко легко переходит от эпического
повествования к диалогу, от насмешки к нежности, от самобичевания к
исповедальности. Многие афористические строки Евтушенко стали хрестоматийными
(«Поэт в России – больше, чем поэт...», «Несчастье иностранным быть не может»).
Психологическая тонкость и житейская мудрость проявляются и в многочисленных
стихах Евтушенко о разных и всегда для него прекрасных женщинах – застенчивых
влюбленных («...И говорила шопотом: / А что потом? А что потом?»),
самоотверженных матерях («Роняют много женщины в волненье – / Но не роняют
никогда детей...»), упрямых и стойких труженицах («Одеть, обуть, быть умной,
хохотать...»); о друзьях – настоящих и мнимых, об одиночестве «больной» души
(стих. Смеялись люди за стеной...). Один из провозвестников и трибунов
«перестройки», во второй половины 1980-х годов Евтушенко много выступал с
публицистическими статьями (в т.ч. ст. Притерпелость, призывающая к освобождению
от порока терпеливого повиновения) и стихами (Пик позора, Страх гласности, Так
дальше жить нельзя). В последующем усиление в его творчестве мотивов скепсиса и
иронии объясняются естественным разочарованием в результатах перестроечных
процессов, далеких от создания подлинно демократического общества (кн. Поздние
слезы, 1995; поэма Тринадцать, 1996). Как прозаик, ориентированный на
мемуарно-библиографическую документальность и интерес к сложным и спорным
моментам современной истории, проявил себя в повести Перл-Харбор (1967),
проецирующейся на события Второй мировой войны, и особенно в романе Ягодные
места (1982), связанном с процессом «раскулачивания» в Сибири 1930-х годов, а
также в многоплановом романе Не умирай прежде смерти (Русская сказка) (1993),
включающим цикл Стихи из последней книги и сконцентрированном на драматических
коллизиях периода «перестройки». В аналогичном контексте прочитываются
осужденная партийными литераторами за «клевету» на советский строй Автобиография
(1963, франц. изд.) и кн. воспоминаний Волчий паспорт (1998). Автор
фантастической повести Ардабиола, нескольких рассказов, ряда
очерково-публицистических книг. Многие стихотворные тексты Евтушенко стали
основой музыкальных произведений, в т.ч. популярных песен Хотят ли русские
войны, Вальс о вальсе, Бежит река, в тумане тает... Шаржи, эпиграммы и пародии
поэта вошли в литературный обиход второй половины 20 в., Евтушенко осуществил
также многочисленные переводы из поэзии разных народов (сб. Лук и лира. Стихи о
Грузии. Переводы грузинских поэтов, 1959, и др.). Постоянные размышления
Евтушенко о проблемах творчества, внимание к развитию отечественной стиховой
культуры выразились в создании им антологии русской поэзии 20 в. Строфы века (на
англ. яз. в США, 1993; на рус. яз. – 1995), в составлении, авторстве и
редактировании многих сборников поэзии, поэтических теле- и радиопередач, в
написании книги статей Талант есть чудо неслучайное (1980), в поэме Пушкинский
перевал (1966) и т.д. Широко известный во всем мире современный русский поэт
(переведен более чем на 70 языков мира, почетный член Американской академии
искусств, действительный член Европейской академии искусств и наук),
претендующий – при всех неумолкающих спорах вокруг его имени — на право быть
одним из выразителей умонастроений своего народа и своей эпохи, Евтушенко, с той
или иной степенью успеха, выступал как чтец (собственных стихов, а также
А.А.Блока, Н.С.Гумилева, В.В.Маяковского и др.), актер, режиссер и сценарист
(главная роль – К.Э.Циолковского в кинофильме С.Я.Кулиша Взлет, 1979; кинофильмы
Детский сад, 1983; и Похороны Сталина, 1990; в обоих сценарий и режиссура
Евтушенко), а также как фотохудожник (персональная выставка «Невидимые нити»);
проявил себя и в качестве темпераментного общественного деятеля (один из
сопредседателей, наряду с А.Д.Сахаровым, А.М.Адамовичем и Ю.И.Афанасьевым,
первого массового движения российских демократов – общества «Мемориал»; народный
депутат СССР последнего созыва).
скачать биографию
/ Биографии / Евтушенко Е.А.
|