Отметка — кнут, оценка — пряник - Учителям о детях <!--if(Библиотека учителя)-->- Библиотека учителя<!--endif--> - Каталог статей - GERASIMOVA.UCOZ.RU
Воскресенье, 22.01.17, 17:12
Приветствую Вас Гость | RSS

ГЛАВНАЯ  ГОСТЕВАЯ  САЙТЫ  ФОРУМ  СВЯЗЬ  СТАТЬИ  ДЕТЯМ  ВИДЕО  ОНЛАЙН ИГРЫ  ФОТО  ТЕСТЫ  FAQ
Форма входа
Меню сайта
     Детский сад
     Детский портал
     Учительский портал
     Библиотека учителя
     Родительское собрание
     Классный час
     Учителю
     Программы
     Афоризмы и цитаты
     Игры и конкурсы
     Поздравления
     Сценарии
     Викторины
     Пословицы
     Потешки
     Загадки
     Сказки
     Басни
     Стихи
     Песни
     Песни - переделки
     Факты, истории
     Тосты
     ГДЗ
     Города России
     Пришкольный лагерь
     Сочинения 9 класс
     Сочинения 10 класс
     Театральная читка
     Детские раскраски
     Детские книги WinRAR
     Детские песенки mp3
     Аудио-сказки mp3
     Аудио-басни mp3
     Игры-скачать, онлайн
Статистика

Онлайн всего: 27
Гостей: 27
Пользователей: 0


сценариев: 1647
материалов: 3024
ПРИНТЕР
СКАЧАТЬ
Главная » Статьи » Библиотека учителя » Учителям о детях

Школа [3]Пришкольный лагерь [13]Учитель года 2010 [6]
Молодому учителю [11]Учителям о детях [6]Готовим праздник [61]
Классный час [64]Классному руководителю [22]Родительские собрания [25]
Методическая работа [16]Документы [7]Уроки английского [39]
Ссылки "English" [12]Символика Краснодарского края [3]ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ [3]

Отметка — кнут, оценка — пряник


Источник:

Цвет фона: Шрифт:

Материал № 151

Отметка — кнут, оценка — пряник
 
В первый класс приходит маленький Человек он очень хочет учиться, ему интересно, но… Проходит время – месяц, четверть, год…, и "Не хочу я в эту школу!" Что случилось? Почему наш маленький Человек с таким желанием шедший в школу, теперь ищет с не меньшим желанием причину туда не пойти? Причин может быть много, но одна из главных, по-моему, это – отметка. Не оценка, а отметка. Наша славная "пятибалльная", а на самом деле почти "трехбалльная" (много ли "2" можно выставить за четверть, а за год?) система. И бьем мы маленького Человека отметкой по ручкам, по голове. А он хоть и маленький, но очень быстро понимает, что "5” ему никогда не поставят – не умеет он писать красиво. Ручки опустились, головка поникла. Проходит еще немного времени и Человек понимает, что и "2” ему не поставят. Вот и получили мы из маленького Человека серого ученика.
Или другой вариант, когда отметка становится страшилищем (дома ругают), и ребенок проводит все уроки в тревоге и страхе. Маленький Человек превращается в дрожащего зубрилку.

И чего мы достигли? Зачем? Приятно иметь кнут? А если попробовать без кнута, только с пряником?

Ш.А. Амонашвили писал: "Отметка не может быть мерилом знания. Это "кнут и пряник” ими десять лет пугают ребенка, и часто все его силы уходят на противостояние страху”.
Итак, в первый класс пришел маленький Человек. Удастся ли мне представить для него школьные предметы так, чтобы не отпугнуть его их сложностью, чтобы не дать почувствовать их чужими и далекими, не имеющими никакого отношения к его размышлениям и переживаниям? Учеба – это труд, а любой труд должен оплачиваться. Чем? "Как чем? Пятерками!” Идет малыш в школу, и все взрослые за редким исключением, ему говорят: "Пятерочки будешь носить, умница”.

На первом родительском собрании выясняем с родителями зачем ребенок пришел в школу: получать знания или получать отметки. Если вам нужны "пятерки”, я вам их выставлю, и в школу можно не ходить. Обычно такой поворот событий заинтересовывает родителей, и мы становимся единомышленниками: в школу дети идут за знаниями.

Начинаем придумывать награды. Согласитесь, писать палочки, буквы и цифры красиво скучновато, чтобы мы не придумывали (У нас прекрасные учебники "Школа 2000-2100”). У кого-то дома есть необыкновенная игрушка, например, очень симпатичная обезьяна размером с первоклассника. Она может улыбаться и хмуриться, не любит, когда шумят, дерутся и т.д. Обезьяна очень любит талантливых первоклассников. В конце уроков самому умелому, спокойному, догадливому, … всем и каждому пожмет руку. А в конце недели обязательно самого…угостит конфетой (каждого ребенка). Недели через 2-3 обезьяна уезжает домой, а приезжает ёжик.

Время идет, меняю тактику. Надо "ставить” руку, учить списывать слова аккуратно, красиво, правильно, не торопясь. А как же не торопиться, когда так хочется гулять, поговорить, да мало ли интересных дел. Следующий ход, придуманный родителями и мной: за красиво выполненную работу – конфетка, орешек, сосучка. Что угодно, только для всех приз одинаковый. А вот оцениваю я каждого индивидуально. Кто-то сразу свой приз получит, кто-то сам перепишет (благо простой карандаш можно стереть и заново написать), а кто-то сядет мне на руки, и мы вместе перепишем.

Поняла, кто на что способен. И малыши, как мне кажется, стали ценить моё отношение к каждому.

И начинает "работать” рожица:

– учитель доволен, молодец;
– постарайся, ты можешь лучше;
– учитель расстроен, я плохо тебя научила, попробуем исправить?

С "рожицами” мы дружили весь первый класс. Постепенно ввожу следующие значки за часть работы, может быть и за один пример, одно слово, одно предложение:

! – здорово это у тебя получилось!
? – мне не понятно, что-то случилось?

И, конечно, пишу в тетради после работы: "Молодец!”, "Умница!”, "Постарайся!”, "Спасибо за старание”.

Учимся, учеников сравниваю только с самим собой: "Вчера было только одно красивое слово, а сегодня целая строчка!”, "Вчера ты решила 4 примера, а сегодня целых 7”. "У тебя что-то случилось?”. Посмотри, вчера как красиво написал, а сегодня что-то грязновато. Тебе нужна моя помощь?”

И вот мы уже во втором классе. В августе, обычно, объясняю на педсовете, почему не буду аттестовывать детей в этом году. Педсовет разрешает не аттестовывать и мы учимся спокойно еще целый год.

В первой четверти все, как в первом классе. Но постепенно, малыми дозами, начинаю подводить детей к мысли, что не все могут быть отличниками, что учиться нужно по способностям, что не учиться – стыдно. Здесь мне помогает мое неумение петь и очень плохое умение рисовать. Объясняю детям: "Я совсем не умею петь. И песни к празднику с вами готовит Светлана Эдуардовна. Но разве я от этого стала хуже?”;
"Я училась рисовать, но у меня это получается гораздо хуже, чем решать задачи. Я никогда не нарисую так, как Ирина Викторовна. Разве я от этого стала хуже?”
"Да, Максим при письме допускает много ошибок. Но он очень старается. Вы слышали как Максим поет?”

В классе есть девочка, у нее плохое зрение, дальнозоркость, +6. На фоне этого, конечно, проблемы с учебой. Но Даша действительно самая старательная девочка в классе. Самое главное было не отбить у ребенка желание учиться. И у нас получилось. Кто-то из способных детей сам заметил: "А я бы с Дашкиными глазами читать не смог”. Как я была рада! Дети сами заметили Дашины старания, теперь в 5-м классе продолжают помогать ей.
У каждого человека есть своя изюминка, надо найти ее, поддержать ребенка и учить добывать знания. Учить учиться не ради отметок, а ради знаний.

Где-то во втором полугодии второго класса начинаю ставить отметки – 5, 4, 3. Но весь секрет в том, что официально мы не аттестовываемся, поэтому и нормы выставления отметок у меня свои:

- умный, способный, но вертлявый Никита может получит "4” и за исправления - "сначала думай, а потом пиши”;

- спокойный Саша, учеба которому дается с трудом, может получить "5” за то, что сегодня решил верно 4 примера, а вчера только 2.

Обязательно все отметки объясняю детям: почему, за что, как исправит.

Я бы с удовольствием не ставила отметки во втором классе, но в третьем мы обязаны аттестовывать учеников, и дети, как и родители должны быть к этому готовы.

Еще одна школьная проблема – проверочные, самостоятельные и контрольные работы.

Давайте изменим к ним отношение, не будем проверять как ребенок выучил, чему он научился. Давайте сделаем наоборот: "Ребята, завтра у нас самостоятельная работа. Я хочу проверить, как Я вас научила, на что мне надо обратить внимание. Можно ли переходить к новой теме”.
Ребенок спокойно выполняет работу. А после уроков (благо у нас есть группа продленного дня) мы спокойно сделаем вместе то, что малыш не смог сделать сам.

По системе "пряника” я учу уже четвертый набор детей, у меня опять первый класс. Опять у нас конфеты, чупа-чупсы, карамельки. И первая моя награда: "Не хочу на каникулы!” Значит, все правильно, учиться интересно, учение успешно.

А старшие?

Самые старшие уже студенты, 11-й класс не закончили только 2 ученика – поступили в техникум. Мои девятиклассники учатся успешно, мы никого не потеряли, никто не стал "грозой” школы, никто не прогуливает занятия.

Мой 5 "Б”, по-настоящему "мой” - я осталась классным руководителем, учится.
Лидеры – отличники или всего одна "4”.

В сентябре на классном часе произошел разговор: "Почему у меня четверки?”, я не успела ответить, ответила Катя: "Если тебе нужны "5”, давай Ольге Александровне дневник, она их тебе поставит. А так, Юра, учись!” Юра подумал и согласился, закончил первую четверть отлично.

Заканчиваются каникулы, послезавтра в школу, наступает время "улыбок”.
P.S.
Я, конечно читала рекомендательное письмо Министерства Образования по безотметочному обучению. Все очень хорошо для ребенка, для ученика. Но опять забыли, что учитель тоже человек, и если он начнет заполнять все таблицы, которые рекомендуют, то врядли останется время для подготовки и урокам. Опять недоверие к учителю. Неужели я не знаю успехи и промахи, и сильные, и слабые стороны своих учеников? А если мне это не интересно, то никакие таблицы не помогут. И если мне придется выбирать между отметками и таблицами, я выберу отметки (а ставить их буду по-своему).


Асафьева Ольга Ситтиковна
учитель начальных классов,
средняя школа № 4, г. Новокубанск
 



GERASIMOVA.UCOZ.RU

Каталог статей - Библиотека учителя - Учителям о детях - Отметка — кнут, оценка — пряник

Материал № 151


Нравится

Похожие материалы

Категория: Учителям о детях | Добавил: ANG (16.10.09)
Просмотров: 2253 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

ПРАЗДНИКИ

              Новый год
              Рождество
              День св. Валентина
              23 февраля
              8 марта
              Пасха
              Масленица
              1 апреля
              9 мая
              вечер старшеклассников
              Последний звонок
              Выпускной вечер
              1 сентября
              Школа
              День учителя
              День рождения
              Детский праздник
              Юбилей
              КВН
              Студенты
              Свадьба
              Православные
              Разные

Опрос


Набираем модераторов на форум. Заявки и идеи на Email

По результатам голосования

ФОРУМУ БЫТЬ!!!

30.01.11
Примите активное участие на форуме !!!


Анекдоты



***
- У тебя в сочинении ни одной ошибки! Скажи, твоему отцу кто-то помогал?

***
Урок английского языка в деревенской школе.
Учительница: "Иванов, как будет по-английски дверь?"
Иванов: "Dwear"
Учительница: "What eto da!"


Вопросы

Древние цивилизации
Древний Рим
Эскадрон римской армии — ала — делился на 10 турм — взводов, а каждая турма — на 3 декурии. Сколько всадников было в але?
Ответ300 (декурии — это десятки).

Древние цивилизации
Дравиды и арии
Известный лингвист Ю. В. Кнорозов (расшифровавший в свое время язык майя), изучая письменность народа Хараппы, обратил внимание на то, что знаки их письма были заметно сжаты с левой стороны текста. Какой вывод он сделал на основе этого факта?
ОтветХараппцы писали справа налево


Загадки

Загадки
Школа
Не куст, а с листочками.
не рубашка, а сшита.
не человек, а рассказывает.
ОтветКнига.

Загадки
Школа
Черные птички на каждой страничке, молчат, ожидают, кто их прочитает
ОтветБуквы.

Поздравляем с днём рождения:

Rusja(47), mama(50), Lhjpl(60), swetik_001(38), goalla(56), natacha(40), natalya-kalina(45), нэт(42), olbi2005(63), Nadya(31), карин(46), PNS(41), ahryukovaa(56)

 
 


 
 
 
 
GERASIMOVA.UCOZ.RU »